Изучение пряничного ремесла в художественной школе
Изучение пряничного ремесла в художественной школе.
The study gingerbread craft in art school
Автор: Изварина Марина Николаевна
МБУ ДО "ДХШ № 2", г. Северодвинск, Россия.
e-mail: marinaizvarina@yandex.ru
Izvarina Marina Nikolaevna
Children's Art School № 2, Severodvinsk, Russia.
e-mail: marinaizvarina@yandex.ru
Аннотация: Обучение художественному творчеству по средством изучения традиционных ремесел Русского Севера. Опыт внедрения.
Abstract: Training artistic creation through learning traditional crafts Russian North. Implementation уxperience.
Ключевые слова: народное творчество, архангельские козули.
Keywords: folk art, arkhangelsk kozuli.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Сегодня, как никогда прежде, ощущается потребность в глубоком изучении всего богатства духовного наследия своего народа, поскольку с каждым новым поколением дети все меньше знают об истоках, традициях региона.
Обращение к народному творчеству дает необходимую точку опоры, устойчивость, которая необходима в наше время. В народном творчестве нет дисгармонии и диссонансов, оно оптимистично по своему мироощущению. Корни народного искусства в глубине веков. И приобщаясь к ним, человек приобщается к вечности. Он становится частицей реки, движущей сквозь эпохи и времена. И осознает, что у него есть настоящее и есть будущее. И это движение вечно.
Данная программа и ее раздел — это современный отклик на возросший интерес детей к истории родного края, к наследию и традициям своего народа. Русский Север – это уникальное хранилище традиций народной культуры. Чтобы сохранить память своей культуры, чтобы возродить забытые традиции, создана программа «Традиционные ремесла Русского Севера». Раздел программы «Архангельские козули», целью которой является:
Формирование художественной культуры и развитие творческих способностей посредством изучения пряничного промысла
Задачи:
· Дать знания о истории возникновения и развития пряничного промысла на Русском Севере.
· Обучить учащихся традиционным приемам изготовления козуль.
· Сформировать художественные знания о традициях и особенностях ремесла.
· Воспитывать любовь к традиционному народному искусству.
История развития пряничного дела.
Русский Север издавна славился ремеслами. Многие виды народного искусства достигли здесь совершенства: это плотницкое дело, резьба и роспись по дереву, вышивка, ткачество, шитье жемчугом, лоскутное шитье.
Своеобразную область народного искусства Севера представляют художественные изделия из теста – козули. Что такое козули? Откуда они пришли? До сих пор у этнографов, исследователей нет однозначного ответа на эти вопрос. По всей вероятности, свое название Архангельские козули получили от древних лепных фигурок из ржаного теста, изображавших домашних рогатых животных: коз, коровок, баранов, овечек. Они символизируют в народном искусстве силы плодородия. Хлебные фигурки животных участвовали в обрядовых действиях земледельческих и скотоводческих празднеств, обеспечивая благополучие. Такое скульптурное печенье с древнейших времен изготовляли в северных деревнях на Рождество, на Новый год и называли его козули.
Тесто для скульптурных козуль замешивается на холодной воде, раньше использовали родниковую. Соль кладут по вкусу. Месят тесто долго, пока оно не перестанет липнуть к рукам. Затем из готового теста лепят фигурки. Хорошо промятое тесто скатывают в ладонях в шарик, затем прокатывают на столе в «грушу» и утолщенную часть разминают подушечками пальцев на два отростка. Получается рогатулька из трех отростков. Держа заготовку в левой руке, правой сгибают ее посередине и получают фигурку, которую можно поставить на воображаемые ножки. Затем ножом разрезают передние и задние концы заготовки – получаются ножки. Их округляют пальцами. Теперь фигурка стоит на четырех ножках. Потом делают рога. Третий отросток вытягивают и разрезают на две равные части - получается два рога. Чтобы сделать их ветвистыми, каждый рог снова разрезают пополам, затем каждый отросток опять делят на равные части. Наконец рожки закругляют пальцами, и теперь козулю украшают чудесные ветвистые рога.
Готовые фигурки до выпекания ставили в сенях на ночь, чтобы они могли окрепнуть и «обветрится» И только утром хозяйки выпекали их в печах на углях. Теперь козули выпекают в духовках на слабом огне около сорока минут. Когда начнет идти от них хлебный запах, козули достают из духовки и вываривают в крутом кипятке. После этого козули становятся гладкими, блестящими и более прочными. Затем козули опять ставят в духовку минут на двадцать, где они обсыхают и пропекаются до готовности.
Козульку получали дети за поздравление хозяев, фигурки дарили родным и гостям с пожеланием благополучия и здоровья в Новом году. Одну, две козульки ставили на божницу перед иконами и хранили весь год до следующего Рождества. Старые козули не выбрасывали, а скармливали скоту или птице.
Прорезные архангельские козули.
Наследником исконной традиции лепного обрядового печенья стал фигурный архангельский пряник. Восприемник унаследовал народное прозвище «козуля» и новогоднее время бытования. Но своей расписной красотой, изысканным пряничным духом, разнообразием форм и сюжетов он превзошел строгую ржаную предшественницу – деревенскую козулю. Изготовление обрядового печенья в виде различных животных – это замена реальных жертвенных животных. Изображения фигурок животных из теста – это символические «жертвы», «дары», обеспечивающиеся благополучие.
«Кто даст пирога – тому двор живота!
А кто даст рогушек – тому двор телушек!»
Таким образом, козули - в прошлом предмет ритуальный. На примере северных козуль мы сталкиваемся с отголосками языческого культа солнца. Конь – символ солнца, небесный олень – олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождение солнца, которое от зимы поворачивает к лету. Все это в свою очередь подчиняется общей идее святочного цикла – идее начала сельскохозяйственного года. Поэтому все обряды и приметы этого периода направлены на привлечение добрых и охранительных сил.
По традиции выпечка пряников - козуль в Архангельске было семейным делом. Мужчины изготовляли из полосок кровельного железа специальные контурные формы для вырезания пряников. Женщины готовили тесто, мужчины помогали его месить. Украшали и расписывали пряники всей семьей – и взрослые и дети. Благодаря этому искусство передавалось в семье из поколения в поколение. В старину рецепты приготовления сохранялись в тайне друг от друга. Новым мастерам приходилось хитростью узнавать тайны ремесла.
Для изготовления козуль нужны фигурные формы. У каждой мастерицы хранилась в доме заветная коробочка с козульными формами. Это сделанные из жестяных лент 1,5-2 см, согнутые по форме и спаянные различные фигуры. Козульное разнообразие определялось размерами и большим выбором пряничных персонажей. Большие (25-40 см.) подарочные пряники нередко сопровождались поздравительными или памятными текстами. Маленькие (5-10 см.) изготавливались в больших количествах для украшения елки, средние для обмена подарками. Силуэтные пряники унаследовали от своих крестьянских предков – лепных фигурок не только название, но и первоначальный состав животных. Конь, олень, птицы – главные персонажи козуль. Неизменной остается и особая монументальность образа. Хрупкость материала не позволяет делать контур пряника слишком витиеватым, поэтому обобщенный силуэт передает самое главное. Животные изображаются в профиль, я человека изображают в фас. Характерной деталью является подставка из теста, на которую ставятся все фигурки живых существ. Традиционная полоска «земли» скрепляет хрупкую форму, придает устойчивость пряник.
Значение образов.
Птица |
Восходящее солнце, вестник весны |
Женская фигура (ненка, девушка, снегурочка) |
Вечный круговорот жизни |
Олень, конь |
Солнце, дающее жизнь и тепло. Большие ветвистые рога у оленя символ богатство, достаток. |
Корзинка |
Прибыток в доме |
Дед Мороз |
Охраняющий, помогающий живущим в доме |
Северные пряничники - люди художественно одаренные, чувствующие специфику формы и цвета. Сочетание высокохудожественного оформления и вкусовых качеств, превратило архангельский пряник в неповторимый сувенир Русского Севера, известный во многих городах России и за ее пределами.
В настоящее время козули пекут не только на Рождество, но и на Пасху, к семейным торжествам и народным праздникам. Старое поверье, чем больше раздает семья подарков, тем благополучней будет у нее жизнь в новом году, породило поговорку: «Козулечку подарить – прибыток в дом получить». И сегодня в наш технологичный век, жива поморская традиция – одаривать на счастье близких и знакомых козулями. Жизнеспособность удивительного древнего северного промысла – свидетельство того, что современному человеку необходима связь с истоками своей культуры.
Раздел «Архангельские козули» очень полюбился учащимся. Ребята с радостью и нетерпением ждут этих уроков, с интересом узнают историю развития промысла, их увлекает процесс изготовления эскизов, ну и конечно же любимое занятие - выпечка козуль, когда пряничный дух окутывает всю школу, а происходит это в канун Нового года, еще ярче возникает ощущение приближающегося праздника. Для росписи козуль отводится отдельное занятие, учащиеся старательно расписывают фигурки, а потом бережно укладывают в коробочки и уносят домой, одаривают родственников и друзей. Также ребята участвуют с пряниками в выставках декоративно - прикладного творчества чаще всего это целые композиции объединенный одной темой.