Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Изучение пряничного ремесла в художественной школе

Дата публикации: 2019-10-03 12:13:22
Статью разместил(а):
Изварина Марина Николаевна

         Изучение пряничного ремесла в художественной школе.

The study gingerbread craft in art school

 

Автор: Изварина Марина Николаевна

МБУ ДО "ДХШ № 2", г. Северодвинск, Россия.

e-mail: marinaizvarina@yandex.ru

Izvarina Marina Nikolaevna

Children's Art School № 2, Severodvinsk, Russia.

e-mail: marinaizvarina@yandex.ru

 

Аннотация: Обучение художественному творчеству по средством изучения традиционных ремесел Русского Севера. Опыт внедрения.

Abstract: Training artistic creation through learning traditional crafts Russian North. Implementation уxperience.

Ключевые слова: народное творчество, архангельские козули.

Keywords: folk art, arkhangelsk kozuli.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Сегодня, как никогда прежде, ощущается потребность в глубоком изучении всего богатства духовного наследия своего народа, поскольку с каждым новым поколением дети все меньше знают об истоках, традициях региона.

Обращение к народному творчеству дает необходимую точку опоры, устойчивость, которая необходима в наше время. В народном творчестве нет дисгармонии и диссонансов, оно оптимистично по своему мироощущению. Корни народного искусства в глубине веков. И приобщаясь к ним, человек приобщается к вечности. Он становится частицей реки, движущей сквозь эпохи и времена. И осознает, что у него есть настоящее и есть будущее. И это движение вечно.       

Данная программа и ее раздел — это современный отклик на возросший интерес детей к истории родного края, к наследию и традициям своего народа. Русский Север – это уникальное хранилище традиций народной культуры. Чтобы сохранить память своей культуры, чтобы возродить забытые традиции, создана программа «Традиционные ремесла Русского Севера». Раздел программы «Архангельские козули», целью которой является:

Формирование художественной культуры и развитие творческих способностей посредством изучения пряничного промысла

Задачи: 

· Дать знания о истории возникновения и развития пряничного промысла на Русском Севере.

· Обучить учащихся традиционным приемам изготовления козуль.

· Сформировать художественные знания о традициях и особенностях ремесла.

· Воспитывать любовь к традиционному народному искусству.

 

История развития пряничного дела.

Русский Север издавна славился ремеслами. Многие виды народного искусства достигли здесь совершенства: это плотницкое дело, резьба и роспись по дереву, вышивка, ткачество, шитье жемчугом, лоскутное шитье.

Своеобразную область народного искусства Севера представляют художественные изделия из теста – козули. Что такое козули? Откуда они пришли? До сих пор у этнографов, исследователей нет однозначного ответа на эти вопрос. По всей вероятности, свое название Архангельские козули получили от древних лепных фигурок из ржаного теста, изображавших домашних рогатых животных: коз, коровок, баранов, овечек. Они символизируют в народном искусстве силы плодородия. Хлебные фигурки животных участвовали в обрядовых действиях земледельческих и скотоводческих празднеств, обеспечивая благополучие. Такое скульптурное печенье с древнейших времен изготовляли в северных деревнях на Рождество, на Новый год и называли его козули.

Тесто для скульптурных козуль замешивается на холодной воде, раньше использовали родниковую. Соль кладут по вкусу. Месят тесто долго, пока оно не перестанет липнуть к рукам. Затем из готового теста лепят фигурки. Хорошо промятое тесто скатывают в ладонях в шарик, затем прокатывают на столе в «грушу» и утолщенную часть разминают подушечками пальцев на два отростка. Получается рогатулька из трех отростков. Держа заготовку в левой руке, правой сгибают ее посередине и получают фигурку, которую можно поставить на воображаемые ножки. Затем ножом разрезают передние и задние концы заготовки – получаются ножки. Их округляют пальцами. Теперь фигурка стоит на четырех ножках. Потом делают рога. Третий отросток вытягивают и разрезают на две равные части - получается два рога. Чтобы сделать их ветвистыми, каждый рог снова разрезают пополам, затем каждый отросток опять делят на равные части. Наконец рожки закругляют пальцами, и теперь козулю украшают чудесные ветвистые рога.

Готовые фигурки до выпекания ставили в сенях на ночь, чтобы они могли окрепнуть и «обветрится» И только утром хозяйки выпекали их в печах на углях. Теперь козули выпекают в духовках на слабом огне около сорока минут. Когда начнет идти от них хлебный запах, козули достают из духовки и вываривают в крутом кипятке. После этого козули становятся гладкими, блестящими и более прочными. Затем козули опять ставят в духовку минут на двадцать, где они обсыхают и пропекаются до готовности.

Козульку получали дети за поздравление хозяев, фигурки дарили родным и гостям с пожеланием благополучия и здоровья в Новом году. Одну, две козульки ставили на божницу перед иконами и хранили весь год до следующего Рождества. Старые козули не выбрасывали, а скармливали скоту или птице.

Прорезные архангельские козули.

Наследником исконной традиции лепного обрядового печенья стал фигурный архангельский пряник. Восприемник унаследовал народное прозвище «козуля» и новогоднее время бытования. Но своей расписной красотой, изысканным пряничным духом, разнообразием форм и сюжетов он превзошел строгую ржаную предшественницу – деревенскую козулю.  Изготовление обрядового печенья в виде различных животных – это замена реальных жертвенных животных. Изображения фигурок животных из теста – это символические «жертвы», «дары», обеспечивающиеся благополучие.

«Кто даст пирога – тому двор живота!

А кто даст рогушек – тому двор телушек!»

Таким образом, козули - в прошлом предмет ритуальный. На примере северных козуль мы сталкиваемся с отголосками языческого культа солнца. Конь – символ солнца, небесный олень – олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождение солнца, которое от зимы поворачивает к лету. Все это в свою очередь подчиняется общей идее святочного цикла – идее начала сельскохозяйственного года. Поэтому все обряды и приметы этого периода направлены на привлечение добрых и охранительных сил.

По традиции выпечка пряников - козуль в Архангельске было семейным делом. Мужчины изготовляли из полосок кровельного железа специальные контурные формы для вырезания пряников. Женщины готовили тесто, мужчины помогали его месить. Украшали и расписывали пряники всей семьей – и взрослые и дети. Благодаря этому искусство передавалось в семье из поколения в поколение. В старину рецепты приготовления сохранялись в тайне друг от друга. Новым мастерам приходилось хитростью узнавать тайны ремесла.

Для изготовления козуль нужны фигурные формы. У каждой мастерицы хранилась в доме заветная коробочка с козульными формами. Это сделанные из жестяных лент 1,5-2 см, согнутые по форме и спаянные различные фигуры. Козульное разнообразие определялось размерами и большим выбором пряничных персонажей. Большие (25-40 см.)  подарочные пряники нередко сопровождались поздравительными или памятными текстами. Маленькие (5-10 см.) изготавливались в больших количествах для украшения елки, средние для обмена подарками. Силуэтные пряники унаследовали от своих крестьянских предков – лепных фигурок не только название, но и первоначальный состав животных. Конь, олень, птицы – главные персонажи козуль. Неизменной остается и особая монументальность образа. Хрупкость материала не позволяет делать контур пряника слишком витиеватым, поэтому обобщенный силуэт передает самое главное. Животные изображаются в профиль, я человека изображают в фас. Характерной деталью является подставка из теста, на которую ставятся все фигурки живых существ. Традиционная полоска «земли» скрепляет хрупкую форму, придает устойчивость пряник.

Значение образов.

Птица

Восходящее солнце, вестник весны

Женская фигура (ненка, девушка, снегурочка)

Вечный круговорот жизни

Олень, конь

Солнце, дающее жизнь и тепло. Большие ветвистые рога у оленя символ богатство, достаток.

Корзинка

Прибыток в доме

Дед Мороз

Охраняющий, помогающий живущим в доме

Северные пряничники - люди художественно одаренные, чувствующие специфику формы и цвета. Сочетание высокохудожественного оформления и вкусовых качеств, превратило архангельский пряник в неповторимый сувенир Русского Севера, известный во многих городах России и за ее пределами.

В настоящее время козули пекут не только на Рождество, но и на Пасху, к семейным торжествам и народным праздникам. Старое поверье, чем больше раздает семья подарков, тем благополучней будет у нее жизнь в новом году, породило поговорку: «Козулечку подарить – прибыток в дом получить». И сегодня в наш технологичный век, жива поморская традиция – одаривать на счастье близких и знакомых козулями. Жизнеспособность удивительного древнего северного промысла – свидетельство того, что современному человеку необходима связь с истоками своей культуры.

Раздел «Архангельские козули» очень полюбился учащимся. Ребята с радостью и нетерпением ждут этих уроков, с интересом узнают историю развития промысла, их увлекает процесс изготовления эскизов, ну и конечно же любимое занятие - выпечка козуль, когда пряничный дух окутывает всю школу, а происходит это в канун Нового года, еще ярче возникает ощущение приближающегося праздника. Для росписи козуль отводится отдельное занятие, учащиеся старательно расписывают фигурки, а потом бережно укладывают в коробочки и уносят домой, одаривают родственников и друзей. Также ребята участвуют с пряниками в выставках декоративно - прикладного творчества чаще всего это целые композиции объединенный одной темой.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN