Организация речевой среды во внеурочное время как условие формирования жизненной компетенции детей

Дата публикации: 2019-11-03 05:14:39
Статью разместил(а):
Матыгулина Татьяна В.

Организация речевой среды во внеурочное время как условие формирования жизненной компетенции детей с нарушениями слуха

 Organization of speech environment after hours as a condition for the formation of vital competence of children with hearing impairments

 

Автор: Т.В. Матыгулина

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово», г. Черемхово, Иркутская область, Россия

e-mail: matygulinat@mail.ru 

T.V. Matygulina

Cheremhovo, Irkutsk Region, Russia

e-mail: matygulinat@mail.ru 

 

Аннотация: Данная статья знакомит с условиями формирования жизненной компетенции детей с нарушениями слуха во внеурочное время.

Abstract: This article introduces the conditions for the formation of the life competence of children with hearing impairments after hours.

Ключевые слова: внеурочная работа, коммуникативные навыки и умения, жизненная компетенция, коммуникативная компетенция, речевая среда, тематический речевой материал.

Keywords: extracurricular work, communication skills and skills, life competence, communicative competence, speech environment, thematic speech material.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

«Первоначальная функция речи коммуникативная.

Речь есть, прежде всего, средство социального общения,

средство высказывания и понимания».

 Л.С. Выготский

 

Формирование коммуникативных навыков и умений для учащихся с проблемами слуха является важной жизненной компетенцией, так как от их уровня развития речи зависят возможности человека с недостатками слуха получить дальнейшее образование, работу, вести самостоятельный независимый образ жизни, т.е. социализация.

Под коммуникативной компетенцией понимается умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, устной и письменной речью, умением вести диалог и монолог в конкретных ситуациях.

Дети с недостатком слуха к моменту поступления в школу имеют различный уровень речевого развития, который зависит не только от степени потери слуха, но и от времени возникновения первичного дефекта, условий дошкольного воспитания, наличия или отсутствия педагогического воздействия, индивидуальных особенностей ребёнка. Эти обстоятельства во многом определяют эффективность преодоления вторичных отклонений в развитии.

В последнее время изменилась и усложнилась категория учащихся школ для детей с нарушением слуха. Наблюдается рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, имеющих сложную структуру дефекта, сочетание нескольких психофизических нарушений, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания таких детей.

Согласно ФГОС для детей с недостатками слуха педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений должны научить:

·        слухо-зрительному восприятию устной речи;

·        мотивированному употреблению единиц языка;

·        чёткому внятному произношению;

·        не бояться пользоваться устной речью в среде слышащих.

Для более полного овладения речевой компетенцией в условиях школы-интерната необходимо проводить работу по вовлечению детей в бытовую жизнь, реализации творческих способностей. Поэтому важной составляющей системы речевой коррекционной работы является воспитательная работа во внеурочное время и деятельность детей во второй половине дня.

Внеурочная работа менее регламентирована, чем урок и более индивидуальна, но также требует от педагогов владения современными технологиями воспитания:

·        технологией диалога,

·        педагогических ситуаций,

·        игровыми технологиями,

·        проектной деятельности.

Во внеурочное время, также как и на общеобразовательных уроках и специальных занятиях, должно осуществляться постоянное мотивированное речевое общение с воспитанниками, развитие у детей с нарушением слуха потребности в речевом общении и поддержка всех проявлений речи независимо от уровня речевого развития, навыков произношения.

Во внеклассное время в потоке речевой информации словесный материал не подбирается с учётом фонетического принципа, как в учебном процессе. Формирование навыков произношения у детей с нарушением слуха во внеурочное время происходит путём общения с окружающими в условиях специально-организованной слухоречевой среды при наличии отобранного речевого материала.       

Речевая среда - это не только устное общение в среде слышащих и говорящих, но и опосредованное общение, через письмо и чтение.

При подборе речевого материала педагоги преимущественно отбирают слова и фразы, необходимые учащимся для общения в конкретной ситуации.

Формирование коммуникативных умений вне класса требует использование разнообразных методов. В младших классах наибольшее применение находят словесные, наглядные, практические методы. При выборе метода учитывается уровень речевого развития, особенности характера, темперамента детей, их склонностей и интересов. Занятия проходят:

·        в игровой форме (сюжетно - ролевая игра, речевые игры диалогического характера, подвижные игры с речевыми заданиями);

·        в форме театрализованной деятельности (драматизация);

·        в форме тематической беседы, беседы о прочитанной книге, о предстоящей или прошедшей экскурсии;

·        в форме подготовки и проведения речевых общешкольных мероприятий, встреч.

При планировании воспитательского занятия необходимо чётко выделить основные его этапы. Каждый этап занятия представляет собой организацию словесного общения школьников при участии их в том или ином конкретном виде внеклассной деятельности. В начале занятий воспитатель побуждает детей к разговору о теме и цели предстоящей работы, к обсуждению ее плана – организационный момент. Затем следует трех - пятиминутная фонетическая зарядка, способствующая коррекции фонетического оформления речи - внятного произношения устной речи.

В процессе работы воспитатель осуществляет контроль над произношением учащихся. В связи с этим особое значение приобретает умение слышать в речи учащихся те или иные произносительные ошибки и вовремя их исправлять, потребовать более тщательно повторить сказанное. Исправляя ошибку в произнесении звука, воспитатель не должен ограничиваться его правильным воспроизведением в изолированном положении. Необходимо правильное произношение всего слова, в котором была допущена ошибка. Особое внимание в работе над произношением уделяется формированию умения учеников слышать ошибки в произношении товарищей, а также своем собственном.

При составлении планов на четверть по каждому виду внеклассных занятий воспитателем определяется специальный словарь, на базе которого предусматривается работа по автоматизации произносительных навыков.

Работа над произношением осуществляется в ходе выполнения режимных моментов и использования различных жизненных ситуаций. В режимных мероприятиях в школе могут быть условно выделены три «зоны»: спальня; столовая; прогулка. В соответствии с этим определяется тематический речевой материал, который может быть оформлен в виде табличек, картинок, фотографий, схем и т.д. Таким образом, учащимся предлагаются различные виды речевой деятельности (чтение, называние картинок, самостоятельные высказывания).

Во внеурочной деятельности формируются умения детей вести диалоги на различные темы. Эти умения дети могут реализовать при общении как с детьми с нарушением слуха, так и со слышащими людьми. Главным условием бесед является их заинтересованность и желание общаться. Для развития диалогической речи младших школьников с нарушением слуха применяются различные дидактические игры, составление диалога по заданной ситуации. Такие игры позволяют активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного формирования диалогической речи в устной и письменной форме.

Важнейшей сферой жизнедеятельности подростков является общение, коммуникативная деятельность, осуществляемая различными средствами: словесной, дактильной, жестовой речью, предметно-действенными средствами.

Через общение ребёнок с недостатком слуха осваивает нормы социального поведения, общения с окружающими. В процессе общения с разными людьми - взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов - ребёнок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, идей и отношений, эмоционально развивается. В общении с окружающими происходит самопознание, формируется самооценка, представление о себе на основе отношения: к себе партнеров по общению.

Организуя общение детей, следует помнить об особенностях неслышащих и слабослышащих учащихся: недостаточности словаря, ощущении неполноценности своего речевого развития и боязни вступать в общение со слышащими, трудностях восприятия устной речи глухого или слабослышащего партнера по коммуникации вследствие невнятности его произношения. Для закрепления полученных в школе навыков, расширения и активизации речевого словаря необходимы постоянные упражнения в применении данных навыков вне школы. С этой целью следует привлекать родителей к участию во внеклассных занятиях в школе. Присутствие кого-то из родителей на самоподготовке или участие в познавательной экскурсии, тематической прогулки, при подготовке и проведении праздников, позволяет родителям включиться в общение со всеми воспитанниками группы, осваивать методические приемы активизации речевой и познавательной деятельности.

Направлениями воспитательской работы являются:

1.     Обучение неслышащих и слабослышащих воспитанников нормам речевого общения, принятым среди слышащих, использованию речевого общения как средства познания, самопознания, эмоционального и речевого развития.

2.     Обучение общению словесной речью в своем коллективе, формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими сверстниками; развитие общительности, преодоление страха общения;

Во время общения с учениками мы подкрепляем словесную речь дактильной или жестовой; часто на занятиях используем образцы речи, побуждая учащегося к речевому высказыванию, а при проведении занятий задаем вопросы, Например, "Назови одним словом...? Какое сейчас время года? О чём говорили на занятии?

3.     Формирование потребности школьников с недостатками слуха, особенно младшего возраста, в общении с взрослыми, когда взрослый выступает как источник интересных знаний, умений, проявляет душевное тепло и дружеское участие.

Например, подготавливая воспитательское занятие, мы продумываем методы и приёмы, помогающие заинтересовать ребят: яркие показательные картинки, фотографии по темам, практические моменты и т.д. В беседе стараемся чаще похвалить ребёнка, обращая его внимание на какие- то положительные моменты, или проявить сочувствие и пожалеть в случае неудач. Разъясняем ученикам каждую конкретную ситуацию. При выполнении бытовых процедур используем дополнительные вопросы.

4.     Корректировка общения при его нарушениях (например, изолированности от коллектива отдельных учащихся).

Нередко некоторые учащиеся отказываются от общения с коллективом и воспитателем на выбранную тему. В таком случае мы предлагаем ему другой вид занятия, который был бы ему интересен или стараемся заинтересовать подборкой материала.

В нашей школе созданы условия для самовыражения учеников. С этой целью проводятся школьные праздники, мероприятия . Основная цель мероприятий состоит в практической реализации произносительных навыков школьников с нарушенным слухом посредством, например. театрального искусства, так как театральная деятельность  интересна, наиболее близка и доступна школьнику.

Таким образом, применение разнообразных форм, приёмов и методов способствует общему и речевому развитию учащихся с проблемами слуха, а умение общаться чрезвычайно важно, и определяет в большей степени дальнейшее развитие школьника с нарушениями слуха, так как коммуникативная компетенция –  это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.

 

Список литературы:

1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.

2. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. М., ВЛАДОС, 2008.

3. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г.Зикеев. - М.: Академия, 2000.

4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., ВЛАДОС, 2001.

5. Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи / Е.З. Яхнина / Дефектология. - 1994. - №3.