Особые дети требуют особого подхода

Дата публикации: 2018-05-28 10:22:13
Статью разместил(а):
Михайлова Надежда Витальевна

Особые дети требуют особого подхода

Авторы: Михайлова Надежда Витальевна

и Веселкина Лия Витальевна

БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

 

Аннотация:

В статье рассмотрены аргументы за и против обучения особенных детей в общеобразовательных школах в условиях инклюзии и специальных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особенность этой статьи в том, что в ней из первых уст дается оценка условий, предоставляемых в обычной и специальной школах.

Статья будет интересна широкому кругу читателей: как специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, так и родителям.

Авторы предполагают, что сложно, а порой и невозможно, обеспечить достаточный уровень образования ребенку с ОВЗ в условиях массовой школы и делают выводы, что в специальной школе «особенные» дети мотивированы на обучение (поскольку оно посильно), не страдают от насмешек и косых взглядов «обычных» детей, чувствуют себя комфортно, потому что никто не ставит завышенные требования, не имеют дополнительных причин для комплексов, уверены в себе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, особые условия, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, особенный ребенок.

В вашей семье особенный ребенок

Все родители мечтают вырастить своего ребенка здоровым, счастливым, успешным. Растут требования к интеллектуальной состоятельности детей. Но что же делать, если в вашей семье растет особенный ребенок?

Многие мамы и папы как огня боятся самих слов «коррекционный», «нарушение», «умственная отсталость». Но узнав о диагнозе, с приближением школьного возраста приходится делать нелегкий, мучительный выбор: отдать ребенка школу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или отправить в обычную школу, тем самым подвергнув малыша испытаниям.

По закону. Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение.

Статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ гласит: «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Таким образом, для детей с особенностями в развитии, как гласит закон, государство должно создать подходящие условия для обучения, подготовить материально-техническую и, самое важное, кадровую базу.

Выбор образовательного учреждения, конечно, за родителями. Школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и коррекционные классы и есть те самые "условия". В зависимости от тяжести случая там можно научиться читать, писать, считать и ориентироваться в быту или получить образование, после которого продолжить учебу в учебных заведениях для получения профессии.

А что же основные общеобразовательные школы? Пока вопрос создания специальных условий в таких школах решён в недостаточной мере. Если в школе сделали пандус, это не значит, что она готова к инклюзивному образованию. Педагоги массовых школ не всегда могут учить детей с нарушением зрения, слуха, умственной отсталостью. Не потому, что не хотят, а потому что зачастую нет знаний, умений и навыков. Да и просто сложно себе представить, как в классе, где сидит 30 человек, будет учиться ребенок с ОВЗ. Как ему обеспечить достаточный уровень образования? (не стоит забывать, что остальным детям в классе также необходимо неослабевающее внимание учителя, ведь им предстоит сдавать ЕГЭ!)

Есть в массовой школе и свои плюсы. Все дети, независимо от их состояния здоровья, умственных или физических возможностей, или ограничений, занимаются вместе в одном классе или группе. По мнению специалистов, а также беря за основу мировую практику инклюзивного обучения, это не только помогает особым детям легче влиться в общество, но и, опираясь на основы гуманистической педагогики и мировой опыт, имеет колоссальный положительный воспитательный эффект для здоровых детей. К тому же это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми.

Выбор: за и против.

Почему же родителей пугает необходимость отправить ребенка в школу, осуществляющую образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и они готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в "обыкновенное" учебное заведение? 

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Вдруг ребенку поставили ошибочный диагноз?» "Это учителя не нашли к нему подход". "С ним надо больше заниматься".

А если школьную программу ребенок просто-напросто не в состоянии выполнить, потому что это выше его сил! Требования школы растут, отставание от сверстников все больше. Насмешки и презрение одноклассников загоняют ребенка в «скорлупу». Появляется постоянное чувство неуверенности, собственной несостоятельности, ощущение "я хуже всех". То, что у других получается легко, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без всякой надежды сравняться с ними? В итоге – либо уход в себя, регрессия, либо протест - «Меня считают плохим, пусть так и будет!»

Из первых уст:

Рассказывает бабушка Антона А. (имена изменены), решившая отдать внука в школу для обучающихся с ОВЗ после нескольких лет обучения в массовой школе: «Все семь лет, что ребенок учился в обычной школе, он испытывал на себе насмешки со стороны одноклассников из-за его хронического отставания по учебным предметам. Нам стоило огромных усилий уговаривать его по утрам идти в школу. Дошло до того, что Антон на уроках сидел, закрывшись с головой курткой. После уроков он ни с кем из одноклассников не общался. Можно было часами пытаться заставлять его делать уроки, проку от этого не было никакого. В классе при всех ребятах он не произносил ни слова.

Решившись отправить Антона в школу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, я особенно и не надеялась на коренные изменения. Однако постепенно Антон начал самостоятельно выполнять домашние задания (ведь учебный материал был ему по силам, в классе всем задавали одно и то же, и никто не смеялся над неправильными или неуверенными ответами). У мальчика появились друзья среди одноклассников. Мне не приходится уговаривать его идти в школу: он сам с удовольствием отправляется на уроки. Мальчик нашел себя в спорте. На соревнованиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья он в составе школьной команды получил первую в своей жизни медаль. Мы и помыслить не могли, что Антон будет участвовать в школьных театральных постановках. Однако это так! На премьеру школьного спектакля с участием внука пришло все семейство. Антон стал уверенным в себе, открытым, у него есть друзья, он справляется с учебной программой коррекционной школы».

Хорошая школа для обучающихся с ОВЗ предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде:

обучение идет в классах с малой наполняемостью (не 25 человек, а 10-15 человек);

все педагоги имеют специальное образование или прошли переподготовку для работы с такими детьми; в школе имеются в штате дефектологи, логопеды и психологи;

обучение ведется по специальным программам, адаптированным для таких детей, нет «лишних» предметов и знаний, но изучается «швейное дело», «столярное дело», «слесарное дело», чтобы выпускники таких школ имели профессию и могли полноценно жить.

Благодаря тому, что никто не ставит завышенные требования, дети чувствуют себя комфортно, не страдают от насмешек и косых взглядов «обычных» детей, мотивированы на обучение (поскольку оно посильно), не имеют дополнительных причин для комплексов (я не такой, как все), уверены в себе.

Выбор придется делать с открытыми глазами!

Признать наличие проблем у своего ребенка трудно, но удовлетворение собственных амбиций родителями может помешать их детям найти себя и свое место в жизни: особые дети требуют особого подхода.

Задача родителей – сделать правильный выбор. И выбор этот придется делать с открытыми глазами!

 

Список использованной литературы:

Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Аcademia, 1999. – 280 с. – (Высшее образование).

Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.

Коррекционная педагогика : основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие. - М. : Аcademia, 2001. – 157 с. – (Педагогическое образование).

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова ; авт. Б. П. Пузанов и др. - 2-е изд., стереотип. - М. : Аcademia, 2006. - 269 с. - (Высшее профессиональное образование).

Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.

Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.