Помогать детям – это призвание

Дата публикации: 2019-11-15 05:56:14
Статью разместил(а):
Соловей Марина Владимировна

Помогать детям – это призвание

Helping children is a calling

 

Автор: Соловей Марина Владимировна

ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», Иркутская область, Россия.

E-mail: Levuhka1981@mail.ru

Author: Solovey Marina Vladimirovna

Rehabilitation Centre for Children and Adolescents with Disabilities, Irkutsk Region, Russia.

E-mail: Levuhka1981@mail.ru

 

Аннотация: Рассказываю о некоторых методах работы с детьми с ограниченными возможностями, которые создают условия для успешной социализации ребенка.

Abstract: I talk about some methods of working with children with disabilities, which create conditions for successful socialization of the child.

Ключевые слова: Здоровье, дети, методы, социальный педагог.

Keywords: Health, children, methods, social educator.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Много лет назад я выбрала профессию, а профессия стала не только «родом трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования», - как это определяет большой энциклопедический словарь, но и призванием, призванием - помогать детям. Чем же призвание отличается от профессии? «Призвание - жизненное предназначение и направленность человека, придающие целесообразность, осмысленность и перспективность его деятельности». Конечно, девочка-подросток, закончившая основную общеобразовательную школу в далеком Забайкалье, какой тогда была я, такого определения не знала. Пошла в педагогическое училище, потому что мне были известны только несколько профессий: врач, медсестра, учитель.

Ближе всех был учитель. В провинции, откуда я родом, очень часто идут учиться не профессии, а на кого-то очень хорошо знакомого, родного, понятного. Таким человеком для меня была моя первая учительница. Вспоминая свою первую учительницу, призванием которой было помогать детям, я понимаю, что это именно она определила мою профессию, ставшую призванием. Мое призвание, которому я сегодня служу, - помогать детям. Уже студенткой педучилища я прочитала повесть Василя Быкова «Обелиск», повесть, посвященную Алесю Морозу - учителю, который и в жизни, и в смерти остался верен своему призванию. В повести Василя Быкова есть такие слова: «Если рос, бывало, смышленый парнишка, хорошо учился, что о нем говорили взрослые? Вырастет – учителем будет. И это было высшей похвалой. Конечно, не всем достойным удавалось достигнуть учительской судьбы, но к ней стремились. Это был предел жизненной мечты. И правильно. И не потому, что почетно или легко. Или заработок хороший – не дай бог учительского хлеба, да еще на деревне ... И тем не менее, скажу тебе, не было ничего более важного и нужного, чем та ежедневная, скромная, неприметная работа тысяч безвестных сеятелей на этой духовной ниве. Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей».

Моя работа в школе, к сожалению или к счастью, была недолгой: замужество, рождение ребенка, переезд на родину мужа и новая профессия «социальный педагог», и другие дети, дети, которым нужна моя помощь. Очень быстро я поняла, что помочь детям с проблемами развития, проблемами здоровья – это значит помочь и его маме, бабушке, реже –папе, реже потому, что отцов в семьях, где есть дети с проблемами, гораздо меньше, чем в семьях, где дети здоровы.

Сегодня с высоты моего  профессионального опыта, могу сказать, что, без сомнения, в работе социального педагога нужны профессиональные знания, нужны современные и традиционные технологии, помогающие ребенку осваивать навыки самообслуживания, игровые навыки, навыки социальной коммуникации, но больше всего социальному педагогу нужно желание помочь: помочь ребенку преодолевать трудности в  общении, помочь ему поверить в свои возможности,  а еще очень важно - подарить ему радость, научить  радоваться новым друзьям и солнечному дню, веселой игре и новым открытиям.

Мой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями (теперь уже многолетний) подсказал мне методы, которые создают условия для успешной социализации ребенка. Один из таких методов – это сюжетно-ролевая игра с элементами драматизации, игра в которой задействованы дети, родители и, конечно, я - социальный педагог, сценарист, режиссер и сказочный герой одновременно.

В этих самодеятельных миниатюрах, созданных на материале жизни детей в центр