Помогать детям – это призвание

Дата публикации: 2019-11-15 05:56:14
Статью разместил(а):
Соловей Марина Владимировна

Помогать детям – это призвание

Helping children is a calling

 

Автор: Соловей Марина Владимировна

ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», Иркутская область, Россия.

E-mail: Levuhka1981@mail.ru

Author: Solovey Marina Vladimirovna

Rehabilitation Centre for Children and Adolescents with Disabilities, Irkutsk Region, Russia.

E-mail: Levuhka1981@mail.ru

 

Аннотация: Рассказываю о некоторых методах работы с детьми с ограниченными возможностями, которые создают условия для успешной социализации ребенка.

Abstract: I talk about some methods of working with children with disabilities, which create conditions for successful socialization of the child.

Ключевые слова: Здоровье, дети, методы, социальный педагог.

Keywords: Health, children, methods, social educator.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Много лет назад я выбрала профессию, а профессия стала не только «родом трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования», - как это определяет большой энциклопедический словарь, но и призванием, призванием - помогать детям. Чем же призвание отличается от профессии? «Призвание - жизненное предназначение и направленность человека, придающие целесообразность, осмысленность и перспективность его деятельности». Конечно, девочка-подросток, закончившая основную общеобразовательную школу в далеком Забайкалье, какой тогда была я, такого определения не знала. Пошла в педагогическое училище, потому что мне были известны только несколько профессий: врач, медсестра, учитель.

Ближе всех был учитель. В провинции, откуда я родом, очень часто идут учиться не профессии, а на кого-то очень хорошо знакомого, родного, понятного. Таким человеком для меня была моя первая учительница. Вспоминая свою первую учительницу, призванием которой было помогать детям, я понимаю, что это именно она определила мою профессию, ставшую призванием. Мое призвание, которому я сегодня служу, - помогать детям. Уже студенткой педучилища я прочитала повесть Василя Быкова «Обелиск», повесть, посвященную Алесю Морозу - учителю, который и в жизни, и в смерти остался верен своему призванию. В повести Василя Быкова есть такие слова: «Если рос, бывало, смышленый парнишка, хорошо учился, что о нем говорили взрослые? Вырастет – учителем будет. И это было высшей похвалой. Конечно, не всем достойным удавалось достигнуть учительской судьбы, но к ней стремились. Это был предел жизненной мечты. И правильно. И не потому, что почетно или легко. Или заработок хороший – не дай бог учительского хлеба, да еще на деревне ... И тем не менее, скажу тебе, не было ничего более важного и нужного, чем та ежедневная, скромная, неприметная работа тысяч безвестных сеятелей на этой духовной ниве. Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей».

Моя работа в школе, к сожалению или к счастью, была недолгой: замужество, рождение ребенка, переезд на родину мужа и новая профессия «социальный педагог», и другие дети, дети, которым нужна моя помощь. Очень быстро я поняла, что помочь детям с проблемами развития, проблемами здоровья – это значит помочь и его маме, бабушке, реже –папе, реже потому, что отцов в семьях, где есть дети с проблемами, гораздо меньше, чем в семьях, где дети здоровы.

Сегодня с высоты моего  профессионального опыта, могу сказать, что, без сомнения, в работе социального педагога нужны профессиональные знания, нужны современные и традиционные технологии, помогающие ребенку осваивать навыки самообслуживания, игровые навыки, навыки социальной коммуникации, но больше всего социальному педагогу нужно желание помочь: помочь ребенку преодолевать трудности в  общении, помочь ему поверить в свои возможности,  а еще очень важно - подарить ему радость, научить  радоваться новым друзьям и солнечному дню, веселой игре и новым открытиям.

Мой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями (теперь уже многолетний) подсказал мне методы, которые создают условия для успешной социализации ребенка. Один из таких методов – это сюжетно-ролевая игра с элементами драматизации, игра в которой задействованы дети, родители и, конечно, я - социальный педагог, сценарист, режиссер и сказочный герой одновременно.

В этих самодеятельных миниатюрах, созданных на материале жизни детей в центре, конкретные девочки и мальчики, превращаясь в сказочных героев, остаются узнаваемыми и получают возможность   испытать чувство радости, гордости, если   их поступки добры, или осознать, что, если так себя вести, то останешься без друзей. Вот они, наши мини спектакли: «В гостях у Мальвины», «Сказочное путешествие», «Пиратская вечеринка», «Красная шапочка и волк», «Первые школьные денечки», «Сказочный остров», «Алладин и Жасмин», «Один день из армейской жизни» и др. 

С каждым новым коллективом детей, поступающих на реабилитацию, меняются исполнители, да и содержание меняется, но остается главное: понимание, что такое хорошо и что такое плохо. А еще я уверена, что лучшая методика развития коммуникативных навыков - это общее коллективное дело. Работа в проектах помогает нашим детям почувствовать себя полноправными гражданами нашей страны, приобрести новые знания, обогатить свой словарный запас, а главное - открывает для них новые горизонты жизни.

Проект «Зеленый огонек», неоднократно апробированный   с разными группами детей, поступающими к нам на реабилитацию, - это деловая игра, состоящая из нескольких ситуаций, для решения которых дети и родители должны изучить правила безопасного поведения на дороге. Проект оказался успешным и полезным еще и потому, что помощь оказывали работники милиции общественной безопасности г. Шелехова, они же были общественными рецензентами проекта. Участие в разработке и реализации проекта «Зеленый огонек» помогло Поповой Соне и Кратковскому Артему, Семенову Павлу и Минаеву Кириллу стать победителями и лауреатами в Международном конкурсе «Мир безопасности» проекта «Кругозор»: два диплома за первое место, дипломы - за второе и третье места.

За годы работы с детьми с ограниченными возможностями и их родителями я убедилась в том, что для того, чтобы помочь ребенку, надо помочь родителям поверить, что у их ребенка с ограниченными возможностями здоровья неограниченное желание жить, играть, учиться, творить. Очень важно «объединить под одной крышей» родителя с ребенком, этой «общей крышей» часто становятся деловые игры. «Поговори со мной, мама», «Давай общаться», «Расскажи о себе и о своих друзьях». Помочь детям – это значит избавить их от одиночества, разорвать замкнутый круг, который называется «социальная депривация», круг, который очертило ребенку его заболевание, его физическое или интеллектуальное отставание от его нормотипично развивающихся сверстников.

А еще мы, это дети, родители и я, любим рисовать, не просто рисовать, а рисовать вместе. Мы даже разработали и реализовали   проект «Рисовать вместе весело», целью которого было не только расширение представлений детей об окружающем мире, но и главное, учиться жить вместе, жить, понимая друг друга.

Проект завершился самиздатом: были подготовлены и изданы 4 журнала по временам года «Мы рисуем». Помогать детям, детям с ограниченными возможностями, – это также значит не только детей примирить с миром здоровых людей, но и здоровых сверстников и взрослых научить воспринимать их, детей с ограниченными возможностями здоровья, как равных себе. И надо это делать с раннего детства, убеждена я, вот и дружим мы с детским садом «Тополек» и «Колосок», «Аленка» и «Солнышко». Вместе ищем сокровища и бываем в гостях у Красной шапочки, вместе (это главное или, как сегодня принято говорить, ключевое слово) играем с клоуном Клепой, я думаю, понятно, что клоун Клепа – это я, человек, для которого профессия социального педагога стала призванием - помогать детям.