Организация экологического образования и просвещения

Дата публикации: 2019-11-27 21:20:26
Статью разместил(а):
Гущина Лариса Васильевна

Организация экологического образования и просвещения

Organization of environmental education and enlightenment

 

Автор: Гущина Лариса Васильевна

МУДО «ДТДиМ» г. Воркута, Республика Коми, Россия.

e-mail: krysa_larisa_46@mail.ru

Gushchina Larisa Vasilievna

Vorkuta, the Republic of Komi, Russia.

e-mail: krysa_larisa_46@mail.ru

 

Аннотация: в статье представлен опыт работы педагога, реализующего дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучного направления, по организации исследовательской деятельности в области экологического образования и просвещения в системе дополнительного образования, представлены организация и результаты исследований в рамках Республиканского проекта «Общественный мониторинг состояния окружающей среды в г. Воркуте».

Annotation: the article presents the experience of a teacher who implements additional General education programs of natural Sciences, on the organization of research activities in the field of environmental education and education in the system of additional education, the organization and results of research in the framework of the Republican project "Public monitoring of the environment in Vorkuta".

Ключевые слова: экология; природа; окружающая среда; мониторинг.

Key words: ecology; nature; Environment; monitoring.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы/

 

Обоснованность получения учащимися глубоких экологических знаний обусловлена необычайно возросшим значением экологии за последние десятилетия. В результате потребительского отношения к природным богатствам, низкой экологической культуры, недостаточности знаний на планете Земля сложилась тревожная экологическая ситуация.

В наше время вся живая природа планеты вовлечена в человеческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого общества. Уже давно доказано, что человек - это единственный зоологический вид в мире, который нарушает экологическое состояние окружающей среды. Чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду каждому человеку необходимы экологические знания. Экологическое образование должно включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить различные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию.

С 2016 года во Дворце творчества детей и молодежи г. Воркуты функционирует детский образовательный технопарк. В основу организации научно-технической, естественнонаучной, исследовательской и творческой деятельности технопарка положена система интегрированного взаимодействия мини-лабораторий на базе отдела природы и техники.

Зимний сад Дворца творчества детей и молодежи г. Воркуты – это одна из мини-лабораторий, которая является основной площадкой в городе, где с младшего школьного возраста учащиеся накапливают знания о мире растений.  В интерьере помещения зимнего сада на площади 115 м2 собрана коллекция разнообразных биологических форм растений с тропического пояса всех материков, насчитывающая более 400 видов растений. Искусственно созданная здоровьесберегающая природная среда, многообразие растительного мира и творческая атмосфера способны обеспечить учащимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, стимулируя их активную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса.

Ежегодно, в течение учебного года, в зимнем саду проводятся тематические и обзорные экскурсии для населения и гостей города, учащихся образовательных и дошкольных организаций. Регулярно осуществляется консультативная помощь цветоводам-любителям.

Любой посетитель зимнего сада имеет возможность познакомиться с реликтовыми доисторическими деревьями: Гинкго двулопостным (Ginkgo bilŏba), Подокарпом крупнолистным (Podocarpus macrophyllus), Афрокарпусом серповидным (Podocarpus falcatus). Деревьями третичного периода: первым цветковым деревом - Магнолией крупноцветковой (Magnólia grandiflóra), эндемиком с острова Мадагаскар Равеналой мадагаскарской (Ravenala madascriensis), плодовыми растениями Кофе аравийским (Coffea arabica), Мурраей метельчатой (Murraya paniculata), Фикусом карикой (Ficus carica) или Инжиром и др.

В мини- лаборатории «Зимний сад» реализуются две программы естественнонаучной направленности: сертифицированная авторская общеобразовательная программа – общеразвивающая программа «Волшебная флора» для младших школьников 7-10 лет и авторская общеобразовательная программа – общеразвивающая программа «Юные исследователи», направленная на развитие и совершенствование исследовательских навыков у учащихся в здороьесберегающей среде. Программа «Волшебная флора» является важным этапом интенсивного накопления ребенком в младшем школьном возрасте знаний о мире растений, развития его многогранных отношений к природе. Условия, созданные в зимним саду, благоприятны для естественнонаучного образования, просвещения и формирования у младших школьников экологической культуры через системное, комплексное, многоуровневое и непрерывное воспитание. Вся практическая часть в области формирования экологической культуры наполнена: экскурсиями, экодесантами, наблюдениями, экспериментами, способствующими освоению первичных экологических и природоведческих понятий. 

Окончив полный (4 года) курс обучения по программе «Волшебная флора», учащиеся, мотивированные на дальнейшее изучение и исследование растительного мира, продолжают обучение по общеобразовательной программе «Юные исследователи».

Программа «Юные исследователи» предоставляет детям возможность заниматься проектно-исследовательской деятельностью под руководством педагога, изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Именно, благодаря развитию исследовательских способностей, учащиеся получают возможность самостоятельно определяь проблемные ситуации, находить пути их решения для сохранения окружающей среды. 

Зимний сад является площадкой по организации исследовательской деятельности с 2007 года. Численность учащихся занимающихся тогда исследовательской деятельностью составляла 9 человек. Вместе с педагогом они познавали суть исследовательской деятельности, получали первичные навыки работы над научно-исследовательскими проектами.

В 2019 году в научно-исследовательскую деятельность вовлечены уже 50% (18) учащихся объединений по интересам «Волшебная флора» и «Юные исследователи». Они активно принимают участие в исследовательской деятельности, результативно презентуют свои работы на учрежденческом, муниципальном, республиканском, всероссийском и международном уровнях. Результаты учащихся несут практическую значимость для улучшения экологической обстановки среды помещений, в том числе в учебных кабинетах, в парках культуры и отдыха города Воркуты.

Ежегодное участие в учрежденческой конференции «Познавай, исследуй, действуй!», муниципальных конкурсах: «Маленький исследователь», «Юный исследователь», в научной конференции «Исследуем и проектируем», в Республиканских конференциях  «Я – исследователь, я открываю мир!», «Отечество –  Земля Коми», в Республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды, во Всероссийской экологической научно-практической конференции «Человек-Земля-Вселенная», во Всероссийской олимпиаде «Созвездие», во Всероссийских  видеоконференциях «Гений XXI века», «Наследие моей страны», в Международной конференции  «Лестница наук»,  в Международном фестивале «Детство без  границ», формирует коммуникативную компетентность учащихся, умение публичного выступления, повышает самооценку, раскрывает научно-поисковый потенциал и стимулирует их к дальнейшей исследовательской работе [6].

В течении двух лет с 2018 года учащиеся объединения по интересам «Юные исследователи» принимают активное участие в реализации Республиканского проекта «Общественный мониторинг окружающей среды» в городе Воркуте. В рамках этого проекта в 2018 и 2019 годах проведены исследования окружающей среды методом индикации снегового покрова и исследование окружающей среды методом биоиндикации флуктуирующей поверхности листа березы повислой. Результаты исследований представлены в таблицах № 1 и № 2.

Таблица 1

Результаты исследования состояния окружающей среды в г. Воркуте методом индикации снежного покрова за 2018 и 2019 годы

№ пробы

Название исследуемого объекта

Дата забора проб

Объем пробы талой снеговой воды для фильтрации, мл

Содержание сухого остатка мг в 1 л.

1

Центр пионерского парка.

23.05.2018

1000

2500

05.05.2019

1000

2700

2

Защитная зеленая зона по ул. Ленина, 45-47

23.05.2018

1000

5500

05.05.2019

1000

3000

3

Внутри дворовая территория, между многоэтажными домами по ул. Ленина 52 А и 52 Б и бульвар Пищевиков 18 А.

24.05.2018

1000

3500

05.05.2019

1000

1300

4

Городской парк

05.05.2019

1000

2100

5

Защитная зеленая зона вдоль ул. Ленина 58-62

05.05.2019

1000

6500

6

Сквер на центральной площади

05.05.2019

1000

3500

7

Березовая роща, внутри дворовая территория ул. Парковая и ул. Мира

05.05.2019

1000

3000

8

Парк Победы

05.05.2019

1000

4000

 

В 2019 году мы увеличили количество обследуемых объектов до 8 участков, определив площадки для забора проб снега с разной степенью загрязнения снегового покрова. Ежегодное исследование снегового покрова позволит определить, сравнением результатов, как меняется степень загрязнения снегового покрова и дать оценку состояния воздушной среды в городе Воркуте.

Для выявления загрязнения окружающей среды методом биоиндикации мы выбрали березу повислую или бородавчатую, у которой билатерально симметричные листья. Флуктуирующая асимметрия, то есть отклонение в развитии правой и левой сторон потенциально симметричного органа, является одним из способов оценки общего воздействия среды на биоту.

Таблица 2

Результаты исследования окружающей среды методом биоиндикации в 2018 г. 

ФИО руководителя

Объект исследования

Предмет исследования

Количество детей

Возраст детей

Место сбора материала

Краткие результаты

V балл шкалы оценки отклонений от условной нормы

Гущина Лариса Васильевна

Воздушная среда

Оценка общего воздействия окружающей среды

г. Воркуты на развитие листьев берёзы повислой

7

10-15 лет

Объект №1 – ул. Ленина58-64

ИФА = 0,078

>0,054

Объект №2 – Городской парк

ИФА = 0,058

>0,054

Объект №3 – сквер на площади Центральной

ИФА = 0,057

>0,054

Объект №4 – березовая роща на внутри дворовой территории

ИФА = 0,041

<0,045

 

В процессе мониторинга по оценке качества окружающей среды в городе Воркуте в 2018 г методом биоиндикации, пришли к выводу, что окружающая среда в Центральном районе подвергается интенсивной антропогенной нагрузке и выявили неожиданный результат. Мы определили, что индекс флуктуирующей асимметрии по объекту №2, Городской парк, составил 0,058 и соответствует пятому баллу показателя стабильности развития по шкале оценки отклонений состояния организма от условной нормы. Это означает, что растения на территории парка находятся в крайне неблагоприятных условиях.  

В 2019 году мы увеличили количество исследуемых объектов до 6 модельных площадок с разной степенью антропогенного воздействия.  Результаты мониторинга в 2019 г находятся в обработке.

Ежегодно отчеты по результатам исследований представляем Организатору Общественного мониторинга по окружающей среде в Республике Коми ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования»

Экологическое образование и просвещение помогает привить учащимся в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользования.

Именно система дополнительного образования в полной мере позволяет воспитать экологически грамотную личность, ответственную за состояние окружающей природной среды.

 

Список литературы:

1. Некрасова М. А., Крестинина Н. В. Методическое пособие «Методы экологического управления». Москва 2004 г. – 174 с.

2. Янушевский В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы: методическое пособие для учителей и руководителей школ. Издательство: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 г. (стр.7-11).

3. Захаров В. М., Баранов А.С., Борисов В.И., Валецкий А.В., Кряжева Н.Г., Чистякова Е.К., Чубинишвили А.Т. Здоровье среды: методика оценки. — М.: Центр экологической политики России, 2000. — 68 с.