Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

О информационно-коммуникационных технологиях в развитии изобразительных способностей детей

Дата публикации: 2019-12-04 17:39:48
Статью разместил(а):
Левушкина Татьяна Викторовна

О информационно-коммуникационных технологиях в развитии изобразительных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

About information and communication technologies in development of visual abilities of children of preschool and primary school age

 

Автор: Левушкина Татьяна Викторовна

Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Российская Федерация, г. Арзамас

e-mail: Lady.bitkina2015@yandex.ru

Levushkina Tatyana Viktorovna

Arzamas branch of the NNGU, Russian Federation, Arzamas

e-mail: Lady.bitkina2015@yandex.ru

Аннотация: В статье раскрывается потенциал информационно-коммуникационных технологий в развитии изобразительных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся виды информационно-коммуникационных технологий, используемые в обучении младших школьников изобразительному искусству и в организованной образовательной деятельности с дошкольниками по изобразительному искусству.

Abstract: The article reveals the potential of information and communication technologies in the development of visual abilities of children of preschool and primary school age. Shows the types of ICT used in teaching younger students the fine arts and organized educational activities with preschool children on art.

Ключевые слова: ИКТ, начальная школа, дошкольное образовательное учреждение, изобразительная деятельность.

Keywords: ICT, elementary school, preschool educational institution, visual activity.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

Современное образование требует поиска новейших путей решения многих проблем, которые стоят перед обществом, в том числе реализация преемственности по изобразительной деятельности, в которой ведущим является развитие изобразительных способностей. Характерной чертой развития изобразительных способностей обучающихся начальной школы является его непрерывность и логичность, именно поэтому в образовательном процессе должны включаться все социально-культурные институты, в которых социализируется личность каждого человека [2, c.122].

Современное общество переживает этап информатизации и цифровизации, все это способствует активному процессу внедрения информационно-коммуникационных технологий и систему образования. Глобальные сети, компьютеры, различные устройства (планшеты, смартфоны) в настоящее время открывают новейшие возможности не только в познавательном развитии, но и в развитии изобразительных способностей детей, их творческого потенциала.

При использовании персонального компьютера учитываются индивидуальные особенности обучающихся: ребенок усваивает знания в соответствии со своим талантом [3, c.76]. 

На уроках по изобразительному искусству информационно-коммуникационные технологии можно использовать в качестве электронной наглядности (презентации, видео- и аудиозаписи, интерактивные доски), отработки конкретных умений и навыков (построение графиков, диаграмм, использование текстовых редакторов (Word, блокнот и т.д.), использование электронных учебно-методических комплексов), диагностики и рейтинговой оценки, то есть для контроля знаний (специализированные тестовые программы, презентации), организации исследовательской деятельности учащихся (создание проектов) [4, c.53].

Существенным достоинством применение ИКТ на уроках изобразительного искусства является повышение наглядности учебного материала. Это становится более актуальным, так как в образовательных организациях отсутствует большинство таблиц, репродукций, схем, иллюстраций [1]. Исходя из этого, можно сказать, что проектор (выведение изображения на доску) оказывает существенную помощь в организации урока.

Современных детей становится все сложнее мотивировать к учебной деятельности с помощью использования традиционных средств и методов обучения. Им становится это не интересно и скучно, поскольку большую часть жизни проводят с гаджетами. Обучающиеся усваивают только ту информацию, которая их интересует, с помощью которой формируется эмоционально-положительное состояние. Именно поэтому в процесс обучения следует внедрять информационно-коммуникационные технологии. С их помощью повышается мотивация к обучению, проявляются индивидуальные качества каждого ребенка, развиваются его творческие способности, создается позитивный эмоциональный фон.

Так как существует множество CD-дисков по изобразительному искусству, то можно включать их в образовательную деятельность. Но следует отметить, что такие диски, как правило, не учитывают возрастные особенности детей, методику организации урока (цели и задачи, тип урока и т.д.). Поэтому при написании конспекта урока или занятия необходимо учитывать эти особенности и включать видеозаписи фрагментарно с данных дисков, сразу после ознакомления с темой для осмысления полученных знаний или при закреплении пройденного материала [5, c. 98]. 

Педагогу целесообразно подготавливать мультимедийные презентации к занятиям, включая анимации, аудиосредства, видеозаписи и т.д. Презентации можно использовать на различных этапах организации урока: при постановке целей, актуализации знаний, закреплении пройденного материала, проверке домашнего задания, рефлексии и т.д. С помощью презентации можно заинтересовать обучающихся, удержать их внимание, выделить основные понятия (выводя их на слайд). К сожалению, у многих детей низка скорость писания текстовой информации, и поэтому, они не успевают записывать под диктовку учителя. На помощь придет как раз выведение основной информации на слайд. Необходимо отметить, что сопровождать презентацию необходимо «живой» речью педагога, раскрывая суть информации. 

Педагог также может использовать тестовые задания на уроках по изобразительному искусству. Для этого необходимо разработать тест, вывести его на экран (можно создать в программе Microsoft PowerPoint), после чего предложить ответить на вопросы обучающимся в письменной форме или с применением пультов к интерактивной доске. Таким образом, педагог получает результаты тестирования на свой компьютер и может узнать, что не понятно ребятам и еще раз объяснить им материал. 

Использовать ИКТ можно и во время знакомства с творчеством известных художников, с мировым искусством, при изучении декоративно-прикладного творчества, жанров изобразительного искусства. Также преимуществом использования компьютера является то, что при рисовании изображения в графических редакторах можно стереть ненужный элемент, у детей исчезает страх перед допущением ошибок. С помощью компьютера также можно выводить несколько изображений для сравнения (например, выявлять их достоинства и недостатки, сравнивать их элементы и т.д.).

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий способствует развитию изобразительных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Список литературы:

1. Гусев Д.А., Васильева К.В. Изобразительная деятельность как средство социально-психологического самовыражения дошкольников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-5. – С. 788-792.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 2016. - 240 с.

3. Коломинский Я.Л. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Я. Л. Коломинский // Начальная школа: плюс до и после. – 2018. – № 7. – с.75-78.

4. Кудрявцев В.Т. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Т. Кудрявцев, В.Р. Синельников // Дошкольное воспитание, 2015. - № 9. - С.52-59.

5. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: Новая школа, 2016.– 137 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN