Приёмы активизации учебной деятельности учащихся

Дата публикации: 2019-12-19 16:35:00
Статью разместил(а):
Титанакова Елена Валерьевна

Приёмы активизации учебной деятельности учащихся

Methods of activation of educational activities of students

 

Автор: Федотова Любовь Николаевна

МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова», город Черногорск, Республика Хакасия, Россия

e-mail: pmalaxova10@mail.ru

Fedotova Lyubov Nikolaevna

MBOU "Lyceum named after A. G. Bazhenov" city of Chernogorsk, Republic of Khakassia, Russia

e-mail: pmalaxova10@mail.ru

 

Аннотация: Для активной деятельности учащихся на уроках математики применяются различные приёмы. О тех, которые автор использует на своих уроках, используя многолетний опыт, рассказано в статье.

Abstract: For the active activity of students in mathematics lessons, various techniques are used. About those that the author uses in his lessons, using years of experience, described in the article.

Ключевые слова: Активность учащихся, активизация, приёмы активизации, урок, знания, осмысление, успешность освоение материала.

Keywords:  Activity of students, activation, activation techniques, lesson, knowledge, understanding, successful development of the material.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Большую роль в повышении умственной активности учащихся при осмыслении и усвоении новых знаний играет самостоятельная учебная работа. Недаром такое огромное значение в педагогике придаётся разработке дидактических основ организации самостоятельного учения школьников.                                                                                  

Самостоятельная учебная работа при нарастающей её сложности и трудности упражняет и развивает познавательные способности учащихся, содействует выработке практических умений и навыков, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания более осмысленными и глубокими. При самостоятельной работе от учеников требуется более сильное напряжение мысли  и воли, чем при изложении знаний учителем, что в конечном  итоге и служит основой их познавательной активности, способствует проведению учебных занятий на более высоком уровне трудности. Вот поэтому я как можно чаще стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельных работ на уроках математики (алгебры и геометрии). К ним относятся обучающие самостоятельные работы, контролирующие самостоятельные работы.

Приведу примеры обучающих самостоятельных работ, которые занимают ведущую роль в моей практике.

  1. Самостоятельная работа с предварительным разбором.

       Вместе с учащимися провожу подробный коллективный анализ задачи или упражнения со всеми аналитическими обоснованиями. Затем предлагаю ребятам решить её самостоятельно.  После этого для самостоятельного решения предлагаю сначала решить подобную задачу, а затем с усложнённым элементом. И только после этого – придумать самим одну- две задачи по данной теме. Более удачные предлагаю классу для самостоятельного решения. Данный приём помогает осмыслить содержание условия задачи, соотнести данные в ней и то, что необходимо найти. Учащиеся с помощью такого приёма учатся формулировать вопрос, логически правильно строить предложения и подбирать данные для решения.

  1. «Цепочная» отработка практических навыков при изучении нового материала.

       Суть этого эффективного приёма заключается в том, что решение новых примеров комментируется учащимися по цепочке. При этом исправлять решение имеет право только учитель.

  1. Решение задач с последующей проверкой.

     Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по образцу, который дан на доске. При этом поэтапно выясняется осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.

  1. Самостоятельная работа в группах.

     При отработке практических навыков по какой-либо теме создаю смешанные  (по силе) группы. Работа ведётся методом обсуждения. Если задание у групп одинаковое, то в конце урока провожу общую консультацию по решению упражнений. Если задания разные, то для самопроверки предлагаю контрольную карту. В конце урока в группе обсуждается участие в работе каждого ученика и выставляется соответствующая отметка. Количество учеников в группе от двух до трёх.

  1. Самостоятельная работа с показом.

Сначала решаю пример у доски с подробным объяснением, затем вызываю к доске 5 человек (с разными способностями). Каждому даётся задание, подобное разобранному. Перед классом стоит задача: решить все написанные на доске примеры самостоятельно, не дожидаясь записей на доске. Если учащиеся у доски не справляются, я помогаю каждому из них по очереди.   Сравнивая своё решение с предложенным образцом, учащиеся не только видят, как надо решить пример, но и учатся оценивать, анализировать результаты своей деятельности.

  1. Работа по заданному алгоритму.

Решаю пример у доски с подробным объяснением. Учащиеся ничего не записывают, только слушают и задают при необходимости  мне вопросы. Затем решение с доски стираю. Ребята должны воспроизвести решение самостоятельно в тетради. Такая работа приучает к вниманию, к чёткому и последовательному выполнению задания, целеустремлённо организует мыслительную деятельность учащихся.

  1. Самостоятельная работа с учебником.

А). На доске  записываю план для самостоятельного изучения материала. Учащиеся, читая текст, должны выписать ключевые слова или составить краткий конспект.

Б). Предлагаю учащимся при чтении текста составить план ответа и по этому плану попробовать объяснить материал учащимся класса.

С помощью данного приёма формируются самостоятельность выполнения заданий, использование плана для решения, разбивать текст на части и выделять главные слова, составлять конспект и план действий.

  1. Проведение диктантов.

Начиная с 5 класса провожу различные диктанты. Например, цифровые: читаю высказывание. Если ответ верный, учащиеся пишут цифру «1», если неверный – цифру «0». Например, в 6 классе при изучении темы «Положительные и отрицательные числа, модуль числа» предлагаю следующие задания:

- Существует число, противоположное самому себе?

- Отрицательные числа на координатной прямой расположены правее нуля?

- Для любого числа существует противоположное число?

- Противоположные числа имеют равные модули?

- Некоторое число имеет два противоположных числа?

- Существуют три неравных числа, модули которых равны?

Правильный ответ: «101100».

Графические: (5 класс – тема «Обыкновенные дроби».) Читаю утверждение. Если утверждение верно, то записывается знак «^», если неверно, то «-».

1)  2/3 –правильная дробь;

2)  141/114 – правильная дробь;

3)  100/100  = 1;

4)  ¼ ›1/5›;

 5)  6/5‹ 6/7;

6)   6/13‹8/13;

7)  12/19 – 7/19 = 5/19;

8)  5/3+2/3 =7/6;

9) 2/5*0 = 0

Ответ: ^-^^-^^-^

Текстовые.

  1. Тестирование.

С 5 класса для контроля за знаниями детей начинаю вводить тестирование, которое помогает повысить эффективность урока. Приведу пример теста, проводимого в 5 классе при изучении темы «Равенство фигур». Предлагаю ребятам записать числовой код, составленный из номеров верных утверждений.

1) Циркуль – инструмент для построения окружностей.

2) Два угла, стороны которых являются дополнительными лучами, называют вертикальными.

3) Если углы равны, то они вертикальные.

4) Тупой угол больше 90˚, но меньше 180˚.

5) Луч, который делит угол пополам, называется биссектрисой угла.

6) Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным.

7) Если один из смежных углов равен 85˚, то другой равен 115˚.

8) Биссектриса делит прямой угол на два угла по 50˚.

9) Диагональ делит прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника.

10) Углы называют равными, если равны их градусные меры.

Ответ: 12 456 910.

  1. Задания, которые имеют занимательную форму.

Учащиеся любят выполнять задания, которые имеют занимательную форму. Выполнение этих заданий позволяет расширить кругозор детей в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами. Поэтому часто я использую дидактические игры, творческие работы, лекции, семинары, общественные смотры знаний, учебные встречи. Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование. Дух творчества должны присутствовать на многих уроках в 5-6 классах, тогда урок вызывает интерес.

Я применяю такие дидактические игры, как «Поле чудес», «Путешествие в страну Дробилию» (5 класс), звёздный час по теме «Отношения и пропорции» (6 класс), аукционы знаний по темам «Четырёхугольники» (8 класс), «Функция» (10 класс), общественные смотры знаний по темам «Квадратные уравнения» (8 класс), «Производная» (10 класс), зачёты по разным темам.

Кроме игр использую творческие способности учащихся: рисование, составление вопросов для викторины по теме, кроссворда, составление модели из различных материалов, подбор интересных и занимательных задач, старинных загадок.

Организация самостоятельной работы должна использоваться не только для активизации познавательной деятельности учащихся, но и для выработки у них умения учиться.

Самостоятельная работа учащихся может выполняться без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально представленное для этого время. Учащиеся должны быть хорошо проинструктированы.