Развитие творческой индивидуальности учащихся
Развитие творческой индивидуальности учащихся
Development of creative individuality of students
Автор: Гилева Нина Николаевна
МАУДО «ЦДОД», г. Усинск, Россия.
e-mail: missis_nina_leva@mail.ru
Gileva Nina Nikolaevna
Сenter for additional education of children, Usinsk, Russia.
e-mail: missis_nina_leva@mail.ru
Аннотация: Формы и методы развития творческой индивидуальности учащихся младшего школьного возраста на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Творчество».
Abstract: Forms and methods of development of creative individuality of pupils of primary school age on lessons on the additional General educational General developing program «Creativity».
Ключевые слова: Творческий процесс, творческая индивидуальность, формы и методы обучения.
Keywords: Creative process, creative individuality, forms and methods of training.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
«Может быть, маленький ребенок повторяет то, что было уже создано другими людьми, но, если эти деяния плод его собственных умственных усилий - он творец, его умственная деятельность - творчество»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль дополнительного образования в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать.
На протяжении трех лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой индивидуальности учащихся в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Творчество». Программа разработана для учащихся 7-12 лет, рассчитана на четыре года обучения.
Для решения этой проблемы я создаю условия для формирования творческой индивидуальности учащихся.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативного мышления. Дети этого возраста любят познавать новое, фантазировать, самовыражаться в своих творческих начинаниях. Они с удовольствием лепят, рисуют, конструируют, шьют, плетут бисером, проявляя при этом фантазию и выдумку.
На своих занятиях основной упор я делаю на приобретение практических навыков работы в различных техниках: аппликация, канзаши, вышивка, квиллинг, скрапбукинг и др. Учащиеся приобретают навыки работы с природным материалом, нитками, бумагой, пластилином, лентами, тканью, бисером. У них формируются навыки составления композиции в соответствии с выбранной техникой художественного ремесла, приобретаются навыки работы с инструментом.
При постановке задач на занятиях учитываю умения, навыки, интересы и психологический статус каждого ребенка группы.
Как упрощённая, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут показать отрицательный результат работы, в первом случае задача неинтересна, во втором случае — непосильна.
Исходя из этого, я определила несколько ступеней уровня подготовленности учащихся.
1 ступень – подготовительная. Учащиеся первого года обучения приобретают сенсорный, эмоциональный и интеллектуальный опыт через подражание и имитацию, как основу для творчества. На занятиях первого года обучения, учащиеся знакомятся с первоначальными знаниями в области декоративно-прикладного искусства.
2 ступень – основная. Учащиеся 2-3 года обучения применяют приобретённые знания в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями. Идёт воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода.
3 ступень – завершающая. Учащиеся 4 года обучения самостоятельно выбирают объект для творческой работы, технику исполнения, рабочий материал, составляют алгоритм действий, эскиз. Таким образом, происходит становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.
По моему мнению, творческими являются все три ступени, которые тесно связаны друг с другом, осуществляют преемственность в обучении от простого к сложному.
В развитии творческой индивидуальности учащихся мне помогает использование современных педагогических технологий: игровых, здоровье сберегающих, обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникативных. Ведущей является технология проектной деятельности.
Для решения поставленной проблемы применяю на занятиях различные формы и методы обучения:
- Игровые, занятия – сказки, занятия-путешествия. Сказки - спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания: «Помоги Буратино», выполни сказочных героев для кукольной постановки, слепи из пластилина или изготовь из бумаги фигурки фантастических существ, растений, придумай им названия.
- Словесный (беседа, диалог, консультация). В диалоге с учащимися важно соблюдать схему: педагог - ученик; педагог - ученик - педагог; педагог – ученик – ученик – педагог – ученик - ученик. Только в этом случае будет правильный диалог.
- Наглядный (образцы народного декоративно-прикладного искусства в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах). Для наглядности на занятиях использую демонстрацию готовые изделия педагога, промежуточные детали по данному изделию, работы учащихся прежних лет (это даёт колоссальный стимул в выполнении практических заданий).
- Практический (составление схем, работа со схемами, технологическими картами). Составление схем, которые делаются для упрощения процесса практической работы, способствует развитию памяти, логического мышления.
- Репродуктивный (выполнение по объяснению и образцу исполнения). Это способствует самореализации через творческую работу. Учащийся фантазирует и применяет более доступные ему техники исполнения.
- Частично-поисковый (создание творческих проектов), где учащиеся работают парами, индивидуально или группами. Работа над проектом расширяет кругозор учащихся в интересующих их областях знаний, учат находить источники информации, извлекать информацию, относящуюся к теме. Учащиеся познают азы составления презентаций.
- Проблемный метод. Искусственно создаю какую-нибудь проблему - помочь сказочному персонажу.
Используемые мной на занятиях различные формы обучения, дают возможность учащимся с интересом включатся в творческий процесс.
В структуре творческого процесса можно выделить три стадии:
- первая стадия, это возникновение идеи (творческий штурм);
- вторая стадия, выработка схемы (мозговой штурм);
- третья стадия, разработка деталей (профессиональный штурм).
Следовательно, все этапы практической работы учащихся можно считать творческими. К этим этапам относятся:
- постановка посильной задачи;
- теоретическая подготовка к выполнению задачи;
- поиск конкретного решения задачи;
- материальное осуществление теоретического замысла.
Типы занятий, проводимые мною для достижения нужных результатов:
- занятие приобретение новых знаний;
- занятие закрепления и применения знаний, формирование умений;
- занятие контроля;
- комбинированное.
Для отслеживания планируемых результатов каждого ребёнка использую различные методы диагностики:
- наблюдение (анализ практических умений по работе с инструментами, соблюдение техники безопасности, анализ творческих работ; анализ участия в ярмарках, выставках);
- беседа (анализ первоначальных знаний по декоративно-прикладному творчеству);
- тест (анализ знаний по программе, психологические тесты);
- практическое задание (творческие проекты).
С целью выявления уровней обученности, применяю следующую градацию по уровням:
- воспроизводящая деятельность;
- воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода;
- творческая деятельность.
При осуществлении контроля учитываю уровень знаний, умений и навыков учащихся, мастерство, качество исполнения, культуру оформления работы, а также степень самостоятельности при изготовлении работ.
Индивидуальный подход необходим для того, чтобы раскрыть в учащихся творческое начало и связан с учетом большого круга индивидуальных особенностей и взаимодействия между ними. При этом значение такого подхода заключается не в том, чтобы все учащиеся успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, главное, чтобы у них реализовывались индивидуальные творческие возможности.
Успехи учащихся в творческом процессе во многом зависят от отношения их родителей, которые поощряют и поддерживают детей в их начинаниях, помогают в творческом процессе, вместе с ними ходят на конкурсы и выставки, где выставляются работы их детей.
При подготовке детей к участию в конкурсах я осуществляю системный подход: рассматриваю психологические особенности участника, его личностные особенности.
Вся деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Творчество» направлена на развитие творческой индивидуальности учащихся младшего школьного возраста. Итогом обучения по программе является индивидуальный творческий проект и его защита.
Завершить свою статью я хочу словами В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Список литературы:
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 2010 г.
- Терехова В.Г. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе. - Челябинск, 2002.
- Инновации в образовательных технологиях / И. Мылова. - СПб: АППО, 2012.