Концепция системного построения процесса воспитания

Дата публикации: 2018-06-08 22:49:33
Статью разместил(а):
Кирова Наталья Викторовна

Концепция системного построения процесса воспитания

Автор: Кирова Наталья Викторовна

 

Во многих педагогических источниках можно увидеть утверждения о том, что сегодня нужен "новый подход к пониманию процесса воспитания", или "свежий взгляд на воспитательное воздействие", или нужны "новые черты, присущие сегодняшнему педагогическому общению".

Педагогам как профессиональным воспитателям необходимы сегодня представления о современных концепциях воспитания для того, чтобы произвести обновление и совершенствование воспитательной деятельности.

К сожалению, внесение локальных или модульных изменений в воспитании не приносят желаемых результатов. Необходимы более существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые осуществимы лишь при системной организации мышления и действий воспитателей и воспитанников.  

В настоящее время нам известны следующие концепции воспитания учащихся:

1. Системное построение процесса воспитания. Педагогическое диагностирование учащихся.

2. Системно-ролевая теория формирования личности.

3. Формирования образа жизни, достойной Человека. Педагогические технологии в работе классного руководителя, воспитателя. Педагогическая техника учителя.

4. Воспитание ребёнка как человека культуры.

5. Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития.

6. Самовоспитание школьника.

7. Воспитание на основе потребности человека.

8. Воспитание как педагогический компонент воспитания ребёнка.

Концепция системного построения процесса воспитания.

Авторами данной концепции являются Людмила Ивановна Новикова, директор 825 школы Москвы, профессор Владимир Абрамович Караковский и Наталья Леонидовна Селиванова.  

В этой концепции восприятие рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития.  

Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В. А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура,  Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе. Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям:

1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях.

2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями.

3. Разработка совместно с детьми своеобразных общественных  договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности.

4. Составление плана воспитательной работы по определённой схеме.

Воспитательная система школы – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Концепция "системное построение процесса воспитания" В. А. Караковского и других авторов предполагает обязательное изучение отдельной личности учащегося, его родителей, классного и школьного коллективов. Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личности учащегося и проявление её индивидуальности (ход развития). Это даёт возможность постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми.