Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы
Technology of personality-oriented teaching at the lessons of literature
Автор: Бежелева Дарья Андреевна
МАОУ «Гимназия», г. Реутов, Московская область, Россия.
e-mail: dariabezh@mail.ru
Bezheleva Daria Andreevna
MOU "Gymnasium", Reutov, Moscow region, Russia.
e-mail: dariabezh@mail.ru
Аннотация: На современном этапе личностно-ориентированное обучение актуально, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.
Abstract: At the present stage, personality-oriented education is relevant, as it helps to develop individual abilities of students, to form a self-developing personality.
Ключевые слова: личность, развитие, обучение.
Keywords: personality, development, training.
Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Цель такого обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированный урок – это не только создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизни.
Задачи учителя при проведении личностно-ориентированного урока:
- стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
- предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
- создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стремиться выявлять реальные интересы учащихся;
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
- помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность.
Признаки личностно-ориентированного подхода:
- Учет потребностей ученика.
- Диагностическая основа обучения (что ученик уже знает по подготовительным темам).
- Сотрудничество и сотворчество.
- Создание ситуаций выбора.
- Приспособление методик к учебным возможностям ученика (с разными группами по-разному).
- Стимулирование развития и саморазвития.
- Рефлексия (самооценка, самоанализ). Рефлексия – очень важный момент работы. У учеников есть возможность высказаться, поделиться чувствами, возникающими в процессе урока.
Особенности работы учителя:
- Использование таких форм, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ученика.
- Ученик имеет право на неправильный ответ.
- Оценка деятельности учащегося не по итогу, а по процессу достижения результатов.
- Создание ситуаций общения, диалога.
- Эмоциональный настрой (что понравилось).
- Рациональное домашнее задание.
Урок литературы занимает среди других учебных дисциплин особое место. Он отличается эмоциональностью, связан с духовной жизнью человека.
Преподавание литературы как искусства слова построено на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет. Личностно-ориентированный диалог - процесс равноправного общения, при котором происходит обмен мнениями, каждое из которых представляет личностную позицию партнеров, относящихся друг к другу толерантно.
Прибегая к групповой работе на уроках литературы, следует дать им возможность делиться мыслями друг с другом. Слишком много времени на уроке ученики находятся в позиции слушающихся, а надо ставить их в позицию говорящих, делающих. Работа в группе развивает умение работать сообща, вести диалог, прислушиваться к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес; приобретаются навыки публичных выступлений. Группы можно формировать по интересам, учитывая при этом способности и интересы учащихся. Например, при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (5 класс), класс можно разделить на четыре группы: историки (подбирают материал об истории создания поэмы), литературоведы (делятся знаниями об особенностях поэтического языка поэмы), художники (предоставляют иллюстративный материал для обсуждения), музыканты (знакомятся с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила», делятся впечатлениями с классом).
На первом уроке, не объявляя тему, перед изучением произведения задать прямой вопрос, касающийся проблемы урока, поставив учеников на место героя: Случалось ли вам обманывать? В каких ситуациях? Какие чувства вы при этом испытывали? Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берёт такую ситуацию? (В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.
Литература – искусство слова. И то, как это слово отзовется в каждом ученике, как каждый представляет себе услышанное или прочитанное зависит от личного индивидуального опыта ученика, от свойств его личности. Такие приемы нравятся детям, не требуют дополнительной подготовки.
Ладони. Обвести на листе бумаги свою ладонь и в каждом пальчике написать по одному качеству, которое понравилось / не понравилось в герое. Можно передавать по кругу. Можно обвести обе ладони, в левой писать негативные стороны, в правой – позитивные. Еще один вариант: в правой написать качества героя, в левой – в соответствующем пальце свое похожее и сравнить. Вариантов может быть несколько. Есть еще один интересный момент: каждый палец соответствует не только определенной системе организма, но и качеству личности (свободное движение пальца в любом положении руки и других пальцев говорит о развитости этого личностного качества). Поэтому можно (несерьезно, конечно) поговорить о том, почему того или иного персонажа разместили именно в этот пальчик.
Самохарактеристика.
На основе выводов, сделанных на уроке по поводу значимых качеств какого-то персонажа, личности выдающегося писателя, сформулированных на уроке жизненных установок, написать только те свои качества, которые присутствуют в вашем характере (дети напишут разные качества, т. к. каждый по-своему воспринял героя, ситуацию и т.д.). Затем можно по собранным характеристикам узнать, кто из одноклассников написал ту или иную характеристику. Данная методика помогает преодолеть внутренние комплексы, оценить себя с определенной точки зрения, развивает умение чувствовать другого человека, принимать, себя и других, а главное – сделать выводы урока личностно значимыми, актуализировав субъектный опыт каждого ученика.
Какой я? – Какой герой? Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место. Так, например, можно сравнить себя и Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели» Н.В. Гоголя, себя и чеховского Ионыча и т.д. Ученику выдается бланк:
Черты характера |
Свойственно мне (+, -, ?) |
Свойственно герою (+,-, ?) |
Возможно, совпадений и не будет, но есть возможность проанализировать поведения героя с точки зрения своего опыта. Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках (список черт может варьироваться), проявляется как своеобразие каждого ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.
Телеграмма. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Письменное высказывание. Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика. Например, после изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему? Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.
Подобную же работу можно провести и на примере положительного героя произведения.
Открытка в подарок. Суть приема заключается в следующем: если бы ты выбирал герою открытку в подарок, открытка с какой надписью подошла бы герою больше всего? А что лучше всего изобразить на открытке?
Придумывая надпись и рисунок, ученик вспоминает качества героя, одновременно выявляя свое отношение к этому герою.
Скульптура чувств. Построить живую скульптуру на заданную тему. Например, скульптуру чувства собственного достоинства. Можно разделить класс на группы и сравнить скульптуры человека с чувством собственного достоинства и без него, а затем поделиться впечатлениями.
В конце урока обсуждаю с детьми не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать своё мнение каждому желающему.
На современном этапе личностно-ориентированное обучение актуально, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность. Эта технология позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности.