Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей и социальной успешности

Дата публикации: 2019-12-23 14:33:46
Статью разместил(а):
Кошевая Галина Николаевна

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей и социальной успешности учащихся

Extracurricular activities as a means of building key competences and social success of students 

 

Авторы:

Кошевая Галина Николаевна

МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель Яковлевского городского округа»

e-mail: g.koshevaya@mail.ru

Koshevaya G.N.

Middle School № 2, Stroitel, Russia.

e-mail: g.koshevaya@mail.ru

Чащина  Е.Н.

МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель Яковлевского городского округа», Россия.

Chashchina E.N.

Middle School № 2, Stroitel, Russia.

 

Аннотация: Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Abstract: Extracurricular activities create conditions for the development of a child's personality in accordance with his individual abilities, cognitive activity, moral personality traits, communication skills, laying foundations for adapting a child in a complex world as an intellectual and harmoniously developed member of society.

Ключевые слова: социальная компетентность, компетенция, успешность.

Keywords: social competence, competence, success.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние.

 А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении.  Вопрос о ключевых компетентностях – предмет обсуждения во всем мире. Особенно актуально этот вопрос звучит сейчас в связи с модернизацией российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» зафиксировано, что «…школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения запросов рынков труда, устарела….., и образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально – экономическим условиям.

Введение понятия компетенции позволяет решить типичную проблему для российских школ. Когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
Что же такое компетенция и компетентность? 

Компетенция - это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто - либо хорошо осведомлен. Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетентность предполагает наличие минимального опыта применение компетенций.

Перед нашей школой возникает вопрос: как же правильно построить учебный процесс, чтобы выполнить эти задачи. Изучив литературу и проведя ряд семинаров в школе, мы выбрали наиболее перспективные методы обучения с целью реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности. Это методы проектов и исследований. Проектная и исследовательская деятельность сейчас является составной частью образовательного процесса в нашей школе и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Педагоги школы совместно с учащимися проводят целенаправленную организованную учебно-познавательную, исследовательскую работу, в процессе которой происходит самостоятельное освоение комплексных учебно – практических знаний и ключевых компетенций. Основными направлениями проектной и исследовательской деятельности в школе являются направления: «Социальный проект», «История дома и малой Родины», «Экологическое направление», «Краеведение».

Внеурочная деятельность обучающихся ориентирована на работу по историко-краеведческим, экологическим исследованиям, направлена на приобретение обучающимися опыта адаптации к жизни в современном обществе. Идея усиления мотивации к творчеству и познанию за счет разнообразной разносторонне развивающей, творческой деятельности, организуемой совместно с ребятами. Формирование положительного отношения к учению, познанию, творчеству — главное условие дальнейшего непрерывного самообразования человека. Но творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве. Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия:

· количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таким, чтобы одно не являлось помехой для другого;

· использование на уроках опыта школьников, приобретенного ими во внеурочное время;

· использование знаний, приобретенных детьми на уроках в их внеклассной деятельности;

· содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся.

При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются следующие закономерности:

1.  Возрастает активность личности. Повышению социальной активности индивида способствует усвоение таких компонентов культуры как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Внеклассная работа способствует становлению адекватной самооценки ребенка; констатируя наличие реальных, оцененных окружением достижений, помогает ребятам поверить в свои познавательные возможности, тем самым способствует повышению познавательной активности.

2.  У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности. Этому способствует признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; понимание и сопереживание; полная свобода символического выражения.

3.   Учеником осознается и реализуется потребность в самообразовании и самовоспитании, в самоорганизации. Ориентация внеклассной работы на достижения учащихся, на создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении и в избранной предметной области способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного самосовершенствования, саморазвития, самообразования.

4.  Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в учебе. Данные многих исследований говорят о том, что отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой во многом обусловлены неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение. Внеклассное образование предоставляет ребенку право выбирать деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. В ней учащийся избавлен от страха получить плохую оценку, потерпеть поражение, что естественно формирует положительную самооценку.

5. Эффективнее осуществляется социализация личности. Обучение в рамках внеклассного образования, организованное по принципу сотрудничества, предоставляет учащимся новый широкий круг общения и возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении; помогает им выработать некоторые самые необходимые социальные навыки — сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций; содействует освоению подрастающим поколением искусства жизненной самоорганизации.

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Усилия педагога здесь направлены на формирование нравственно-этической ориентации личности, на её самоопределение. Важно отметить, что социальная компетенция опирается на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, поэтому формирование социальной компетентности связано с формированием социальной идентичности личности, заключающейся в соотнесении индивидом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои (гендер, семья, религия, этнос, профессия и т. п.).

Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, подразумевающей самоотождествление с общностью в масштабах страны. Становление гражданской идентичности предполагает формирование и развитие таких качеств личности, как патриотизм, гражданственность, политическая и правовая культура. Потребность человека в самоопределении, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию требуют социальной и педагогической поддержки. Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки учащихся к вхождению в изменяющуюся социальную среду, развития социальной компетентности учащихся для успешной интеграции в социуме.

Краеведение является основой для формирования гражданской идентичности учащегося, потому что позволяет школьнику соотнести свою жизнь с жизнью своих земляков, а через них — с жизнью своего народа, страны. Участие школьников в краеведческой деятельности, их знакомство с прошлым, настоящим малой родины, пробуждает чувство причастности к судьбе своего народа, рождает чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации в процессе этой общественно полезной работы. Краеведение помогает решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем регионе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Лингвистическое и литературное краеведение даёт широкий простор для организации исследовательской деятельности, в результате которой создаются  рефераты на краеведческую. Работа по лингвокраеведению проходит особенно успешно, если учитель использует проектную методику. В этом случае в исследование включается большая часть класса, проект обязательно приобретает социальную направленность и завершается созданием продукта совместной деятельности, который имеет практическое применение. В процессе исследовательской деятельности формируется такое ведущее качество личности, составляющее социальную компетентность, как умение решать проблемы и задачи.

РЕГУЛЯТИВНЫЙ БЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Этот блок обеспечивает организацию деятельности. Здесь для развития саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий включён цикл внеклассных занятий. Цель таких занятий — показать детям необходимость целенаправленной работы над собой, научить приёмам и способам самовоспитания, создать у учеников мотивацию к самопознанию и рефлексии.

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Здесь ведущими качествами личности, составляющими социальную компетентность, являются умения и навыки эффективного социального взаимодействия. В выборе путей формирования социальной компетентности особое внимание следует уделить проектированию целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества, созданию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива и развитию детского самоуправления. Коллектив учащихся для классного руководителя должен стать инструментом в социализации каждой отдельной личности.

Проектная и исследовательская деятельность получила широкое распространение не только в урочной, но особенно во внеурочной деятельности. Так появилась идея проводить ярмарку проектов. Третий год в нашей школе проводится ярмарка проектов, целью которой является стимулировать развитие исследовательских способностей учащихся, вызвать интерес к научно-исследовательской деятельности. Хочется добавить, что, работая в данном направлении, школа, вовлекая учащихся в поисковую, исследовательскую и творческую деятельность, воспитывает в детях патриотическое отношение к своей школе, к своему поселку, традициям «малой Родины».

 

Список литературы:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 29 декабря 2001 года.

2. Иванов Д.Н. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека «1 сентября». Москва. Чистые пруды. 2007 г.

3. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научных трудов под редакцией Хуторского А.В. Москва .2007 г.