Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Изучение акцентуации характера у подростков и их учёт в учебно-воспитательной работе

Дата публикации: 2019-12-23 18:46:19
Статью разместил(а):
Черных Вадим Владимирович

Изучение акцентуации характера у подростков и их учёт в учебно-воспитательной работе

Learning the accentuation of character in teenagers and their accounting in educational work

 

Авторы:

Черных Вадим Владимирович

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия.

e.mail: chernyx.vadik@yandex.ru

Chernykh Vadim Vladimirovich

Michurinsk state agrarian University, Michurinsk, Russia.

e.mail: chernyx.vadik@yandex.ru

Обносов Владимир Николаевич

к.п.н. доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия.

e.mail: perissveta@yandex.ru

Obnosov Vladimir Nikolaevich

PhD in psychology associate Professor of pedagogy and psychology "Michurinsk state agrarian University", Michurinsk, Russia.

e.mail: perissveta@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрены компоненты и содержание акцентуации у подростков. Обсуждаются основные требования к современной школе к организации психологически комфортной среды для подростков.

Abstract: The article considers the components and content of accentuation in adolescents. The basic requirements for modern school to the organization of psychologically comfortable environment for teenagers are discussed.

Ключевые слова: акцентуация, подросток, воспитательная работа, комфортная среда.

Keywords: accentuation, teenager, educational work, comfortable environment.

Тематическая рубрка: Общая педагогика.

 

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека.

Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние [2].

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер - гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Автор этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера [5].

Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в не резко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и "нормальным" людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят о таких особо усиленных чертах вслед за Леонгардом как акцентуация характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости [4].

Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка.

Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения [1].

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых - опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить [5].

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления.

А.Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность - гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека [6].

Как и Карл Леонгард, А.Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний  акцентуированные личности справляются легче обычных.

Акцентуации А.Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А.Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный [6].

Гипертимный тип - Люди с этой акцентуацией - отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. 

Циклоидный тип - Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью.

Сенситивный тип - Отличается высокой чувствительностью, как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям.

Шизоидный тип - Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших.

Истероидный тип - Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны.

Конморфный тип - Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности.

Психастенический тип - Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих.

Паранойяльный тип - Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития.

Неустойчивый тип - Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью.

Эмоционально-лабильный тип - Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. 

Эпилептоидный тип - В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем - обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи.

Стоит отметить, что подростковый период - период кризисов. Подростковый возраст многие авторы определяют как “второе рождение”. Рождение социальной личности готовой вступить в жизнь. Пубертатный возраст удобряет почву, которую заложили в нас родители, в далеком безоблачном детстве. Самое большое количество конфликтов приходится на этот период. После нескольких лет жизни “без проблем”, на еще не созревшую, хрупкую детскую душу выливают “студеную воду”. Одни от этого закаляются, другие - заболевают. Поведение подростка в такой ситуации напрямую зависит от присущего ему типа акцентуации характера.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.) [7].

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики [3].

В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Таким образом, для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения.

 

Список литературы:

1) Абрамова Г.С. Общая психология: учебник для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2002. – 495 с.

2) Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: АспектПресс, 2003. – 475 с.

3) Бурлачук Л. Ф. Словарь – справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.

4) Девиантология: хрестоматия / Ю.А. Клейберг – Спб.: Речь, 2007. – 412 с.

5) Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Предисл. и ред. Блейхера В. М/ К. Леонгард – 2-е изд. стер. – К.: Выш. шк. Головное издательство, 1989. – 375 с.

6) Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко – Ленинград: Медицина, 1983. – 318 с.

7) Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А.Д. Наследов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Речь, 2006. – 390 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN