Эффективное использование технологии творческого проекта в работе с одаренными детьми

Дата публикации: 2019-12-24 18:34:58
Статью разместил(а):
Канева Анна Рюриковна

Эффективное использование технологии творческого проекта в работе с одаренными детьми в объединении «Мастерицы»

Effective use of technology of the creative project in work with gifted children in Association «Masters»

 

Автор: Канева Анна Рюриковна

МАУДО «Центр дополнительного образования детей», г.Усинск, Республика Коми, Россия.

e-mail: anna.kaneva.78@mail.ru

Caneva Anna Ryurikovna

Center for additional education of children, Usinsk, Komi Republic, Russia.

e-mail: anna.kaneva.78@mail.ru

 

Аннотация: Использование проектных методов наиболее эффективно в целях достижения учащимися объединения «Мастерицы» высоких результатов в творческой деятельности. В статье описана технология работы над творческим проектом.

Abstract: the use of project methods is most effective in order to achieve high results in creative activity by students of the Association "Masters". The article describes the technology of working on a creative project.

Ключевые слова: творчество, творческий проект, этапы проектирования.

Keywords: creativity, creative project, design stages.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Занимаясь по программе «Мастерицы», учащиеся повышают свой уровень обученности от репродуктивного к продуктивному и творческому. Передо мной стоит проблема, как помочь им в этом. Используя метод творческих проектов, я учу детей на основе учебного, практического опыта создавать свои авторские работы.

На первых порах, это подбор материалов и цветовой гаммы к предложенным эскизам, выбор техники, в которой будет выполнен предложенный педагогом эскиз. В итоге учащиеся сами создают эскиз работы и воплощают его в жизнь. Таким образом, получается индивидуальный творческий проект.

Выполняя творческий проект, дети проявляют свою индивидуальность, демонстрируют полученные на занятиях теоретические знания на практике. Самые разнообразные темы творческих проектов развивают у детей творческие способности, эстетический вкус, логическое мышление.

Творческий проект — это не что иное, как самостоятельно разработанное, а в дальнейшем и изготовленное изделие, конкурентоспособное, экологически безопасное и экономически обоснованное. Педагог может только консультировать учащегося по вопросам, вызывающим затруднения. Творческий проект учащегося является итоговой работой второго года обучения. Качество проекта будет напрямую зависеть от знаний и умений, которые получены на занятиях.

Вся работа делится на три этапа. Первым идет подготовительный, за ним следует технологический, а завершает процесс - заключительный. При этом каждый из них включает в себя определенные шаги (действия).

На подготовительном этапе:

1. Определяется проблема.

2. Выбирается тема проекта и обосновывается необходимость в изготовлении изделия. Для творческого проекта необходимо определить соответствующие требования, которые будут предъявляться к конечному продукту.

3. Ставится цель и определяются задачи проекта, срок реализации.

Учащийся должен реально оценить имеющиеся у него возможности.

На технологическом этапе конструируется само изделие. Во время прохождения данного этапа может быть использована любая литература, описывающая интересующее учащихся изделие, которая позволит не только осуществить, но и усовершенствовать идею. Окончательный вариант конструкции выполняется в графическом изображении. Оно бывает в виде эскиза, схемы или чертежа, на котором отображены все данные, необходимые для работы. На следующем этапе происходит планирование технологии изготовления задуманного изделия. При этом должны быть разработаны маршрутные и технологические карты.

Заключительный этап предусматривает проведение испытаний, а также контроль полученного изделия. Производится определение тех материальных затрат, которые пошли на изготовление продукта. На этом же этапе дается оценка всей творческой работы. Самым последним шагом является защита проекта. Оформление творческого проекта представляет собой представление пояснительной записки, а также демонстрация готового изделия.

Первая ступень, где мои воспитанницы представляют свои творческие проекты – конференция учебно-исследовательских и проектных работ учащихся Центра дополнительного образования детей «РОСТ», художественно-эстетическая секция.

Отличительной особенностью нашей конференции является то, что в художественно-эстетической секции участники во время защиты вместе с работой показывают мастер-класс по изготовлению представленной работы либо её элементов. Это позволяет увидеть владение представленной техникой.

Следующая ступень – муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в науку», секция «Технология». В 2016-2017, 2017-2018 уч.г. мои воспитанницы становились победителями, их работы были рекомендованы к участию в Республиканских конференциях.

В феврале 2018 года мы приняли участие в I Республиканской детско-юношеской конференции «Традиции народных промыслов и ремесел - связь поколений» в секции «Современные проекты в сфере народных художественных промыслов и ремёсел Республики Коми» с творческо-исследовательским проектом «Сувенирные куклы по мотивам легенд народа коми». Участие в конференции – это общение, обмен опытом и знаниями

Хотелось бы отметить социально-практическую значимость творческих проектов. Девочки со своими изделиями выходят в детские сады, библиотеку с беседой о героях коми-сказок, показом фрагментов коми-сказок, с использованием изготовленных кукол, проведением игр, а также с проведением мастер-классов (актерского мастерства, рисования героев сказок, изготовления их в различных техниках).

Таким образом, у учащихся, в процессе работы над проектом, развиваются:

- творческая активность,

- воображение,

- фантазия,

- коммуникативные навыки,

- аккуратность,

- трудолюбие,

- умение организовать рабочее место,

- умение оценить свои возможности,

- умение работать с информацией.

Завершить свою статью хотелось бы высказыванием В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

 

Литература:

1. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т. Ю Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.

2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.