Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Проектная деятельность как способ формирования познавательной активности учащихся

Дата публикации: 2019-12-25 11:41:02
Статью разместил(а):
Битюкова Любовь Викторовна

Проектная деятельность как способ формирования познавательной активности учащихся

The project activity as the method for forming creative activity of the schoolchildren

 

Авторы:

Битюкова Любовь Викторовна

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ», пос. Новая жизнь, Тамбовская область, Россия

e-mail: bitluba2011@yandex.ru 

Bitiukova Liubov Viktorovna

Streletskaya Secondary School, Novaya Zhizn, Tambov region, Russia.

e-mail: bitluba2011@yandex.ru

Толстопятова Светлана Юрьевна

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ», пос. Новая жизнь, Тамбовская область, Россия

e-mail: tolstopyatova.svet@yandex.ru 

Tolstopyatova Svetlana Yurievna

Streletskaya Secondary School, Novaya Zhizn, Tambov region, Russia.

e-mail: tolstopyatova.svet@yandex.ru 

 

 

Аннотация: В статье анализируются основные подходы педагогов к проблемам проектного обучения, и отмечается, что данный вид деятельности воспринимается как путь повышения мотивации учащихся. Так же проектная деятельность обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности. В статье выделено несколько видов научно-проектной деятельности учащихся и приводится их краткая характеристика.

Abstract: The author of the article analyzes the main approaches of the modern Russian teachers to the problems of project-based learning; he notes that this type of activity leads to the motivation increase of the schoolchildren. In addition, the project activity provides a high level of cognitive interest and the integration of theoretical knowledge with practical experience; it also promotes the creative activity growth. Some types of scientific and project activities of the schoolchildren are singled out; brief characteristic of theses types is given. Both the positive and negative sides of this activity in modern Russian education system are discussed in this paper. The relationship between the project activities and the concept of universal training activity is shown there. The author also consider the question, how the each type of universal educational activities could be formed and developed due to the project activity.

Ключевые слова: Образование; педагогическая технология; проектная деятельность; творчество; учащиеся.

Keywords: Education; educational technology; design activity; creativity; schoolchildren.  

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

В современной школе актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. 

Проектная деятельность содержит: 

- анализ проблемы; 

- постановка цели; 

- выбор средств ее достижения; 

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; 

- оценка полученных результатов и выводов.   

Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).  

Принципы организации проектной деятельности: 

- проект должен быть посильным для выполнения;  

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;

- вести подготовку обучающихся к выполнению проектов;  

- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором обучающийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений, — рефлексия.

- в том случае, если проект групповой, каждый обучающийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.  

- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. 

Исходные теоретические позиции проектного обучения: 

-  в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;  

-  индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.  

Метод проектов целесообразно применять, если:

- существует значимая проблема (интеграция знания, исследование);  

- есть значимость результата (теоретическая, практическая);  

- предполагается самостоятельная деятельность обучающихся.  

Возможно структурирование проекта.  

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.  

Проектный метод направлен на:

- развитие критического мышления; 

- развитие творческого мышления;  

- умение работать с информацией, работать в коллективе; 

- владеть культурой коммуникации. 

Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта: 

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.  

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.  

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.  

6. Защита проектов.  

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. 

 

Типы проектов.

 По доминирующему в проекте методу: 

1) исследовательские

2) информационные

3) творческие

4) игровые

5) практические.

По количеству участников проектов можно выделить следующие проекты: личностные; парные; групповые.  

По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.  

Требования к учебному проекту совершенно особые. 

Требования простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.  

Перечень возможных выходов проектной деятельности: 

- атрибуты несуществующего государства; 

- бизнес-план; 

- видеофильм; 

- выставка; 

- газета; 

- журнал; 

- законопроект; 

- праздник — статья; 

- сценарий.   

В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».  

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.  

Таким образом, работа над проектом требует от учителя много сил, времени, терпения.  

Памятка для детей «Как работать над проектом»

Как выбрать тему.

Тему выбрать несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

·        Что мне интересно больше всего?

·        Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией, историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)

·        Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?

·        По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

·        Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего проекта.

Цель и задачи.

Определить цель - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.

Гипотеза.

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная, не подтвержденная опытом.

 Обычно  гипотеза начинается со слов:

·        предположим;

·        допустим;

·        возможно;

·        что если.

Список доступных методов:

·        подумать самостоятельно;

·        посмотреть книги;

·        спросить у других людей;

·        обратиться к компьютеру, Интернету;

·        понаблюдать;

·        провести эксперимент.

Подготовка к защите проекта.

Собраны все сведения, проведены наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.

1.     Приготовить текст сообщения.

2.     Сделать выводы.

3.     Приготовить рисунки, схемы, макеты.

4.     Приготовиться к ответам на вопросы.

 

Список литературы:

1. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф. –м. н., проф. Е. Я Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2016. – 176 с. 

2. Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В., Игнаткина Т. В., Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с. 

3. Матяш Н. В., Симоненко В. Д Проектная деятельность школьников. Книга для учителя. – М.: Вентана – Графф, 2012. – 112с. 

4. Савенков А.И.  «Я - исследователь»». - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN