Терапевтические методики в работе с детьми

Дата публикации: 2020-01-05 13:57:38
Статью разместил(а):
Бакастова Ольга Сергеевна

Терапевтические методики в работе с детьми

Therapeutic methods in working with children

 

Автор: Бакастова Ольга Сергеевна

БУСОВО ЧЦПД «Наши дети», г. Череповец, Россия.

e-mail: oigabakastova@mail.ru

Bakastova Olga Sergeevna

Center of children's creativity "Our children", Cherepovets, Russia.

e-mail: oigabakastova@mail.ru

 

Аннотация: В статье приведены эффективные терапевтические методики в работе с проблемными детьми.

Annotation: article about the effectiveness of therapeutic methods in working with problem children.

Ключевые слова: терапевтические методики, проблемные дети, коррекционная школа.

Keywords: therapeutic methods, problem children, corrective school.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

В современной педагогике существует множество методик профилактического воздействия на проблемных детей, например: арт-терапия, библиотерапия, игровая терапия, танцевальная терапия, музыкальная терапия, трудовая терапия, фильм терапия, иппотерапия (катание на лошадях), изо терапия, ималотерапия (образно-ролевая драматизация), кинезотерапия (терапия движением), кулинаротерапия (приготовление различных блюд) и т.д.

По характеру применения все методики можно условно разделить на:

- эпизодические,

- регулярные.

Все они имеют высокую степень эффективности в работе с проблемными детьми, поэтому во второй части названия у этих методик использовано слово ТЕРАПИЯ (в словаре коррекционной педагогике – «консервативный способ лечения»).

Все перечисленные методики имеют много общего в своих положительных воздействиях на ребёнка:

Способствуют:

1. Оптимизации, гармонизации состояния, самочувствия, настроения.

2. Повышению социальной активности.

3. Снятию напряжения.

4. Совершенствованию взаимодействия с миром.

5. Восполнению сенсорного дефицита.

6. Осознанию и принятию своего «Я».

7. Активизации образного мышления.

8. Развитию межличностных навыков, уверенности в себе, творческих способностей.

9. Развитию речи.

10. Развитию нравственного потенциала.

11. Развитию координации.

Помогают: разрешить внешние и внутренние конфликты, преодолеть трудности в обучении, приобретать социальный опыт

Формируют: чувственную культуру, потребность в самовыражении, в самореализации

Осуществляют: профилактику личностных и поведенческих отклонений, профилактику эмоциональной нестабильности.

Существует и ряд общих условий, при которых названные методики имеют терапевтический эффект:

1. Уместность применения терапевтических методик в педагогике (с точки зрения готовности детей, места, педагога).

2. Учёт личностного, профессионального выбора педагога, его творческих предпочтений).

3. Подготовленность педагогической среды, средств и оборудования.

4. Методическая готовность педагога.

5. Учёт желания ребёнка на участие в предложенной деятельности, возможность отказа, право на молчание, на отказ, на творческое выражение себя.

6. Участие в деятельности взрослого как принимаемого человека.

Существует интегративный подход к применению различных терапевтических методов: чтение + игра, музыка + игра, музыка + изо, чтение + изо, музыка + танец, труд + музыка, библио + анимало, кулинаро + морито и т.д., который с одной стороны даёт простор творчеству педагога, а с другой – усиливает терапевтические возможности каждого из методов.