Терапевтические методики в работе с детьми
Терапевтические методики в работе с детьми
Therapeutic methods in working with children
Автор: Бакастова Ольга Сергеевна
БУСОВО ЧЦПД «Наши дети», г. Череповец, Россия.
e-mail: oigabakastova@mail.ru
Bakastova Olga Sergeevna
Center of children's creativity "Our children", Cherepovets, Russia.
e-mail: oigabakastova@mail.ru
Аннотация: В статье приведены эффективные терапевтические методики в работе с проблемными детьми.
Annotation: article about the effectiveness of therapeutic methods in working with problem children.
Ключевые слова: терапевтические методики, проблемные дети, коррекционная школа.
Keywords: therapeutic methods, problem children, corrective school.
Тематическая рубрика: Коррекционная школа.
В современной педагогике существует множество методик профилактического воздействия на проблемных детей, например: арт-терапия, библиотерапия, игровая терапия, танцевальная терапия, музыкальная терапия, трудовая терапия, фильм терапия, иппотерапия (катание на лошадях), изо терапия, ималотерапия (образно-ролевая драматизация), кинезотерапия (терапия движением), кулинаротерапия (приготовление различных блюд) и т.д.
По характеру применения все методики можно условно разделить на:
- эпизодические,
- регулярные.
Все они имеют высокую степень эффективности в работе с проблемными детьми, поэтому во второй части названия у этих методик использовано слово ТЕРАПИЯ (в словаре коррекционной педагогике – «консервативный способ лечения»).
Все перечисленные методики имеют много общего в своих положительных воздействиях на ребёнка:
Способствуют:
1. Оптимизации, гармонизации состояния, самочувствия, настроения.
2. Повышению социальной активности.
3. Снятию напряжения.
4. Совершенствованию взаимодействия с миром.
5. Восполнению сенсорного дефицита.
6. Осознанию и принятию своего «Я».
7. Активизации образного мышления.
8. Развитию межличностных навыков, уверенности в себе, творческих способностей.
9. Развитию речи.
10. Развитию нравственного потенциала.
11. Развитию координации.
Помогают: разрешить внешние и внутренние конфликты, преодолеть трудности в обучении, приобретать социальный опыт
Формируют: чувственную культуру, потребность в самовыражении, в самореализации
Осуществляют: профилактику личностных и поведенческих отклонений, профилактику эмоциональной нестабильности.
Существует и ряд общих условий, при которых названные методики имеют терапевтический эффект:
1. Уместность применения терапевтических методик в педагогике (с точки зрения готовности детей, места, педагога).
2. Учёт личностного, профессионального выбора педагога, его творческих предпочтений).
3. Подготовленность педагогической среды, средств и оборудования.
4. Методическая готовность педагога.
5. Учёт желания ребёнка на участие в предложенной деятельности, возможность отказа, право на молчание, на отказ, на творческое выражение себя.
6. Участие в деятельности взрослого как принимаемого человека.
Существует интегративный подход к применению различных терапевтических методов: чтение + игра, музыка + игра, музыка + изо, чтение + изо, музыка + танец, труд + музыка, библио + анимало, кулинаро + морито и т.д., который с одной стороны даёт простор творчеству педагога, а с другой – усиливает терапевтические возможности каждого из методов.