Диагностика эмоционального выгорания педагога и способы его преодоления
Диагностика эмоционального выгорания педагога и способы его преодоления
Diagnosis of emotional burnout of teachers and ways to overcome it
Автор: Зинина Анастасия Юрьевна
МАУДО ДЮЦ «Сказка», г. Хабаровск, Россия.
e-mail: anastasija.zinina2017@yandex.ru
Zinina Anastasya Yrievna
Children creativity House «Skazka», Khabarovsk, Russia.
e-mail: anastasija.zinina2017@yandex.ru
Аннотация: В данном исследовании рассматривается проблема эмоционального выгорания педагога, а также даются рекомендации, пути преодоления стрессовых ситуаций.
Abstract: This study examines the problem of emotional burnout of the teacher, as well as provides recommendations on ways to overcome stressful situations.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стресс, деперсонализация, редукция личных достижений, эмоциональное истощение.
Keywords: burnout syndrome, stress, depersonalization, reduction of personal achievements, emotional exhaustion.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
В последнее время в отечественной и зарубежной литературе по психологии всё чаще рассматривается проблема психического выгорания и связанного с ним синдрома хронической усталости людей, работающих в сфере образования. Тема данного исследования актуальна, так как отрицательные последствия психического выгорания, которые анализируются в статье, отражаются на результатах деятельности не только отдельного работника, но и организации в целом. Стоит разобраться, что подразумевает понятие «синдром профессионального выгорания».
Профессиональное выгорание-специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
В МАУДО ДЮЦ «Сказка» педагогом психологом было проведено диагностическое исследование по методике «Диагностика профессионального выгорания» (С.Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Диагностика проводилась индивидуально с каждым педагогом. О.Н., Н.В., Н.И., М.А., А.С. Т.Я., О.В., П.В. (в общей сложности 9 человек).
Педагогам выдавался лист для ответов (опросник) и сообщалось, что цель данного исследования определить-как педагоги профессий типа "человек— человек" воспринимают свою работу и тех, с кем они тесно сотрудничают. Затем педагогам предлагалось 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Участники опроса должны были внимательно прочитать каждое утверждение и решить, как чувствуют они себя относительно своей работы. Если у педагогов не было подобного чувства, в листе для ответов он должен отметить позицию 0 ("ноль" — никогда). Если же такое возникало чувство, ему следовало указать, как часто это случалось, поставив "крестик" в клеточке балла, соответствующего частоте переживаний того или иного эмоционального состояния.
После обработки теста были получены следующие результаты:
По первой шкале «Эмоциональное истощение» - из 9 педагогов высокий уровень эмоционального истощения у 1 педагога (11%), средний уровень у 1 педагога (11%), низкий уровень у 7 педагогов (78 %).
По второй шкале «деперсонализация» - у 1 педагога (11 %) высокий уровень деперсонализации, у 2 (22%) средний уровень, у 6 (67%) низкий уровень. По третьей шкале «редукция личных достижений» - с высоким уровнем редукции личных достижений 3-х педагогов О.Н., М.А., Н.В. (33,3%), средний уровень у 3-х Т.Я., П.В., О.В. (33,3%), с низким уровнем Н.И., А.С., И.И. (33,3%).
Из этого следует вывод, что самый высокий процент выгорания по третьей шкале "выгорания" — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Проблема лежит в личностных факторах. На высоком уровне статистической значимости прослеживаются различия по сформированности стадии в целом, по симптомам «неудовлетворенность собой», «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей». На высоком уровне значимости есть различия по уровню ощущения «тревоги и депрессии».
Эмоциональное истощение, прежде всего, связано с такими показателями, как широта интересов, конфликтность, косвенная вербальная и физическая агрессия, негативная агрессия.
Позитивная агрессия (такие показатели, как напористость и неуступчивость), напротив, препятствует развитию такого компонента выгорания, как индукция личных достижений.
И хотя в целом показатели агрессии у педагогов невысоки по сравнению со среднестатистическими данными, а показатели аутоагрессии (агрессии, направленной на себя), и факторами повышенного уровня выгорания на среднем уровне.
В то же время показатель уровня стресса положительно корреллирует как со сдержанностью, так и с прямой вербальной агрессией, что говорит о необходимости овладения методами саморегуляции и способами социально-приемлемого выражения своих чувств.
После диагностического исследования был разработан комплекс мероприятий, направленных на «выравнивание» эмоционально-психологического климата в коллективе.
1. Упражнение «Мышечная энергия»
2. Упражнение «Лимон»
3. Упражнение «Лестница»
4. Упражнение «Распредели по порядку»
5. Упражнение «Ведро мусора».
Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов:
- определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей;
- использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
- профессиональное развитие и самосовершенствование;
- уход от ненужной конкуренции;
- эмоционально-личностное общение;
- поддержание хорошей физической формы;
- умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Литература:
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005
2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / Журнал практической психологии и психоанализа. — № 3. — 2001.