Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Диагностика эмоционального выгорания педагога и способы его преодоления

Дата публикации: 2020-01-27 09:21:43
Статью разместил(а):
Зинина Анастасия Юрьевна

Диагностика эмоционального выгорания педагога и способы его преодоления 

Diagnosis of emotional burnout of teachers and ways to overcome it

 

Автор: Зинина Анастасия Юрьевна

МАУДО ДЮЦ «Сказка», г. Хабаровск, Россия.

e-mail: anastasija.zinina2017@yandex.ru

Zinina Anastasya Yrievna

Children creativity House «Skazka», Khabarovsk, Russia.

e-mail: anastasija.zinina2017@yandex.ru

 

Аннотация: В данном исследовании рассматривается проблема эмоционального выгорания педагога, а также даются рекомендации, пути преодоления стрессовых ситуаций. 

Abstract: This study examines the problem of emotional burnout of the teacher, as well as provides recommendations on ways to overcome stressful situations.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стресс, деперсонализация, редукция личных достижений, эмоциональное истощение.

Keywords: burnout syndrome, stress, depersonalization, reduction of personal achievements, emotional exhaustion.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

В последнее время в отечественной и зарубежной литературе по психологии всё чаще  рассматривается проблема психического выгорания и связанного с ним синдрома хронической усталости людей, работающих в сфере образования. Тема данного исследования актуальна, так как  отрицательные последствия психического выгорания, которые анализируются в статье, отражаются на результатах деятельности не только отдельного работника, но и организации в целом. Стоит разобраться, что подразумевает понятие «синдром профессионального выгорания».

Профессиональное выгорание-специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

В МАУДО ДЮЦ «Сказка» педагогом психологом было проведено диагностическое исследование по методике «Диагностика профессионального выгорания» (С.Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Диагностика проводилась индивидуально с каждым педагогом. О.Н., Н.В., Н.И., М.А., А.С. Т.Я., О.В., П.В. (в общей сложности 9 человек).

Педагогам выдавался лист для ответов (опросник) и сообщалось, что цель данного исследования определить-как педагоги профессий типа "человек— человек" воспринимают  свою работу и тех, с кем они тесно сотрудничают. Затем педагогам предлагалось 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Участники опроса должны были внимательно прочитать каждое утверждение и решить, как чувствуют они себя относительно своей работы. Если у педагогов не было подобного чувства, в листе для ответов он должен отметить позицию 0 ("ноль" — никогда). Если же такое возникало чувство, ему следовало указать, как часто это случалось, поставив "крестик" в клеточке балла, соответствующего частоте переживаний того или иного эмоционального состояния.

После обработки теста были получены следующие результаты:

По первой шкале «Эмоциональное истощение» - из 9 педагогов высокий уровень эмоционального истощения у 1 педагога (11%), средний уровень у 1 педагога  (11%), низкий уровень у 7 педагогов (78 %). 

По второй шкале «деперсонализация» - у 1 педагога (11 %) высокий уровень деперсонализации, у 2 (22%) средний уровень, у 6 (67%) низкий уровень. По третьей шкале «редукция личных достижений» - с высоким уровнем редукции личных достижений 3-х  педагогов О.Н., М.А., Н.В. (33,3%), средний уровень у 3-х Т.Я., П.В., О.В. (33,3%), с низким уровнем Н.И., А.С., И.И. (33,3%). 

 Из этого следует вывод, что самый высокий процент выгорания по третьей шкале "выгорания" — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Проблема лежит в личностных факторах. На высоком уровне статистической значимости прослеживаются различия по сформированности стадии в целом, по симптомам «неудовлетворенность собой», «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей». На высоком уровне значимости есть различия по уровню ощущения «тревоги и депрессии».

Эмоциональное истощение, прежде всего, связано с такими показателями, как широта интересов, конфликтность, косвенная вербальная и физическая агрессия, негативная агрессия.

Позитивная агрессия (такие показатели, как напористость и неуступчивость), напротив, препятствует развитию такого компонента выгорания, как индукция личных достижений.  

И  хотя в целом показатели агрессии у педагогов невысоки по сравнению со среднестатистическими данными, а показатели аутоагрессии (агрессии, направленной на себя), и факторами повышенного уровня выгорания на среднем уровне. 

В то же время показатель уровня стресса положительно корреллирует как со сдержанностью, так и с прямой вербальной агрессией, что говорит о необходимости овладения методами саморегуляции и способами социально-приемлемого выражения своих чувств.

После диагностического исследования был разработан комплекс мероприятий,  направленных на «выравнивание» эмоционально-психологического климата в коллективе.

1. Упражнение «Мышечная энергия»

2. Упражнение «Лимон»

3. Упражнение «Лестница»

4. Упражнение «Распредели по порядку»

5. Упражнение «Ведро мусора».

Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов:

- определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей;

- использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);

- профессиональное развитие и самосовершенствование;

- уход от ненужной конкуренции;

- эмоционально-личностное общение;

- поддержание хорошей физической формы;

- умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Литература: 

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005

2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.

3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / Журнал практической психологии и психоанализа. — № 3. — 2001.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN