Речевой этикет преподавателя
Речевой этикет преподавателя
Teacher's speech etiquette
Авторы:
Глазкова Ирина Ивановна
Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова», г. Пласт, Челябинская область, Россия.
e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru
Glazkova Irina Ivanovna
Kopeysk Polytechnic College, Plast, Chelyabinsk Region, Russia.
e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru
Федорова Наталья Сергеевна
Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова», г. Пласт, Челябинская область, Россия.
e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru
Fedorova Natalia Sergeevna
Kopeysk Polytechnic College, Plast, Chelyabinsk Region, Russia.
e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru
Аннотация: Культура речи преподавателя - один из важнейших показателей духовного богатства педагога, и одновременно является могучим средством формирования личности выпускника. Изучение норм речевого этикета в профессиональной деятельности педагога превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у студента, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Роль речевого этикета остается важной - знание особенностей речевой культуры является обязательным для преподавателя.
Abstract: Teacher's speech culture is one of the most important indicators of the teacher's spiritual wealth, and at the same time is a powerful means of forming a graduate's personality. Studying the norms of speech etiquette in the professional activities of a teacher turns into a practical goal, focused on achieving success in a particular act of communication: if necessary to pay attention to yourself, to demonstrate respect, to inspire the student's trust, his sympathy, to create a favorable climate for communication. The role of speech etiquette remains important - knowledge of the peculiarities of speech culture is mandatory for the teacher.
Ключевые слова: речевой этикет, культура речи, речь преподавателя.
Keywords: speech etiquette, culture of speech, teacher speech.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
По содержанию профессиональной деятельности преподаватель должен обладать совокупностью качеств, таких как педагогическая компетентность, коммуникативная компетентность ,а также обладать высоким уровнем профессиональной и общей культуры.
Культура речи педагога — дисциплина профессиональная, преподавателю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, сказанное им не только запоминается, но воспроизводится не один раз. Однако нельзя забывать ещё об одной очень важной коммуникативной компетенций учителя-профессионала — умением владеть правилами речевого этикета.
В ситуации педагогического общения этикет играет очень важную роль, потому что речь преподавателя не только «главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся» [9, с. 3].
Особенность понятия речевой этикет учителя обусловлена спецификой педагогического речевого общения — задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [9, с. 285].
По мнению А.К. Михальской, речевой этикет учителя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей» [9, с. 283]. Понятие «речевой этикет» следует отличать от понятия языковой культуры, так как это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям» [2, с. 21]. К типичными же нарушениями речевого этикета в речи преподавателя являются: злоупотребление словами, имеющими отрицательную эмоционально-оценочную коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений. В различных профессиональных группах есть свои дополнительные требования к поведению, свои идеалы.
Культура общения включает ряд общих моментов. Так, неумение вести разговор приносит массу неприятных моментов, в частности, риск быть неправильно понятым, создание психологической напряженности и даже нервных срывов у студентов и препадователей, что никогда не способствует общему делу. Чтобы избежать подобных эксцессов, достаточно бывает соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, предварительную подготовку к докладу и четкие выводы.
Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающимся то чувство «социальной защищенности» [12, с. 130]., которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Даже взрослые сетуют: «Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания» [12, с. 132]. Также относится к студентм равноправно, не стоит выделять любимчиков.
Никогда не давать возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
Соблюдайте принцип распределительной справедливости - чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение. Поощряйте своих студентов даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого преподавателя. Укрепляйте у студента чувство собственного достоинства Доверяйте студентам и иногда признавайте собственные ошибки.
Этические принципы – это свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.
Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает: преподаватель должен ценить свободу своих студентов , что выражается в недопустимости ущемление, даже в мелочах, их интересов.
Другим основополагающим принципом взаимоотношений педагог -студент является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления “с наскока” слабостей и недостатков студентов. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает “гасить” конфликтные ситуации.
Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку- в данном случае студенту. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего студента - как равноправную человеческую личность, с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д.
Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих студентов. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным педагогам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств преподавателя и его деятельности, признания и индивидуальности, открытости критике, самокритичности.
Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения. Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения — это то, без чего невозможно полноценное общение вообще и педагогическое общение в частности. Особенно это актуально когда основным результатом образования становится воспитание самостоятельной, инициативной, владеющей навыками сотрудничества и речевой деятельности личности. Педагог, который не выполняет правила речевого этикета, не сможет справится с этой задачей. Самоуважение, самооценка, умение слушать и слышать собеседника, способность взять на себя ответственность за свои слова и поступки — это то, чему можно научить только собственным примером.
В ситуации перехода системы образования на новые образовательные стандарты соблюдение правил речевого этикета учителями наиболее актуально. Ведь теперь преподаватель должен не просто дать студенту готовые знания, а научить его самостоятельно добывать их. И задача педагога — создать необходимые психологические условия для самореализации учащихся. А это прежде всего вежливое и уважительное обращение с учащимися. Вежливость в общении проявляется в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными.
Но из всего сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что речевой этикет предполагает только похвалу и поощрение обучающихся, дабы не обидеть их отрицательной оценкой. Но, учитывая правила речевого этикета, учитель поможет ученикам менее болезненно воспринять негативную оценку их работы, поведения; даст им возможность сделать из замечаний наставника важные выводы.
Резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у человека обиду [7, с. 35]. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения.
Большое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становиться системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.
К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета.
Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье в первую очередь самих учителей. По результатам проведенных исследований 50 % педагогов испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями [10, с. 48].
Соблюдение правил речевого этикета со стороны учителя очень важно не только в учебной аудитории. «Речевой день» [8, с. 35] педагога включает в себя общение профессионального характера с работниками администрации образовательного учреждения, коллегами по работе и родителями учащихся.
В этом случае, говоря о проблеме речевого этикета учителя, следует опираться на общие работы по речевому и деловому этикету [1; 3—5; 11; 16]. Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Оценки речевого поведения должны быть определенными: этикетно — неэтикетно, уважительно — неуважительно.
Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи. Это тем более актуально в современных условиях в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешными.
Список литературы:
1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Москва, 1983. — 184 с.
2. Васильева А.Н. Основы культуры речи Москва, 1990. — 248 с.
3. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996. — 282 с.
4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978. — 120 с.
5. Данкел Ж. Деловой этикет. Ростов-на-Дону, 1997. — 320 с.
6. Жураковский В., Приходько В, Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра// Высшее образование в России. Ростов-на-Дону, 2000. — № 3. — 160 с.
7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. СПб, 1998. — 768 с.
8. Ладыженская Т.А. Живое слово. М., 1986. — 190 с.
9. Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998. — 431 с.
10. Педагогика и психология высшей школы. Под. Ред. М.В. Булановой-Топорковой.Ростов-на-Дону, 2006. — 554 с.
11. Поваляева М.А. Деловое общение. Ростов-на-Дону, 2006. — 222 с.
12. Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали. //Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990. — 289 с.
13. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982. — 192 с.