Речевой этикет преподавателя
Речевой этикет преподавателя
Teacher's speech etiquette
Авторы:
Глазкова Ирина Ивановна
Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова», г. Пласт, Челябинская область, Россия.
e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru
Glazkova Irina Ivanovna
Kopeysk Polytechnic College, Plast, Chelyabinsk Region, Russia.
e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru
Федорова Наталья Сергеевна
Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова», г. Пласт, Челябинская область, Россия.
e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru
Fedorova Natalia Sergeevna
Kopeysk Polytechnic College, Plast, Chelyabinsk Region, Russia.
e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru
Аннотация: Культура речи преподавателя - один из важнейших показателей духовного богатства педагога, и одновременно является могучим средством формирования личности выпускника. Изучение норм речевого этикета в профессиональной деятельности педагога превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у студента, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Роль речевого этикета остается важной - знание особенностей речевой культуры является обязательным для преподавателя.
Abstract: Teacher's speech culture is one of the most important indicators of the teacher's spiritual wealth, and at the same time is a powerful means of forming a graduate's personality. Studying the norms of speech etiquette in the professional activities of a teacher turns into a practical goal, focused on achieving success in a particular act of communication: if necessary to pay attention to yourself, to demonstrate respect, to inspire the student's trust, his sympathy, to create a favorable climate for communication. The role of speech etiquette remains important - knowledge of the peculiarities of speech culture is mandatory for the teacher.
Ключевые слова: речевой этикет, культура речи, речь преподавателя.
Keywords: speech etiquette, culture of speech, teacher speech.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
По содержанию профессиональной деятельности преподаватель должен обладать совокупностью качеств, таких как педагогическая компетентность, коммуникативная компетентность ,а также обладать высоким уровнем профессиональной и общей культуры.
Культура речи педагога — дисциплина профессиональная, преподавателю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, сказанное им не только запоминается, но воспроизводится не один раз. Однако нельзя забывать ещё об одной очень важной коммуникативной компетенций учителя-профессионала — умением владеть правилами речевого этикета.
В ситуации педагогического общения этикет играет очень важную роль, потому что речь преподавателя не только «главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся» [9, с. 3].
Особенность понятия речевой этикет учителя обусловлена спецификой педагогического речевого общения — задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [9, с. 285].
По мнению А.К. Михальской, речевой этикет учителя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей» [9, с. 283]. Понятие «речевой этикет» следует отличать от понятия языковой культуры, так как это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям» [2, с. 21]. К типичными же нарушениями речевого этикета в речи преподавателя являются: злоупотребление словами, имеющими отрицательную эмоционально-оценочную коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений. В различных профессиональных группах есть свои дополнительные требования к поведению, свои идеалы.
Культура общения включает ряд общих моментов. Так, неумение вести разговор приносит массу неприятных моментов, в частности, риск быть неправильно понятым, создание психологической напряженности и даже нервных срывов у студентов и препадователей, что никогда не способствует общему делу. Чтобы избежать подобных эксцессов, достаточно бывает соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, предварительную подготовку к докладу и четкие выводы.
Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить