Роль поискового движения в патриотическом воспитании школьников
Роль поискового движения в патриотическом воспитании школьников
The role of the search movement in patriotic education of schoolchildren
Автор: Ермилова Ксения Александровна
МБОУ «Стрелецкая СОШ», Тамбовская область, Россия
E-mail: xen.ermilova2016@yandex.ru
Ksenia Ermilova Aleksandrovna
Streletskaya Middle School, Tambov Oblast, Russia
E-mail: xen.ermilova2016@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания школьников посредством поискового движения. Особую роль уделяется применению результатов поисковой деятельности в формировании гражданско-патриотических качеств у школьников.
Abstract: The article discusses the problems of patriotic education of schoolchildren through the search movement. A special role is given to the application of search results in the formation of civic and patriotic qualities in schoolchildren.
Ключевые слова: воспитание гражданственности, военно-патриотическое воспитание, воспитание патриотизма, поисковое движение, воспитание нравственности.
Keywords: education of citizenship, military-patriotic education, education of patriotism, search movement, education of morality.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
В современных условиях воспитание патриотизма у школьников – одна из ключевых задач. Важность решения проблемы патриотического воспитания молодежи подтверждается изданием ряда законодательных актов, организацией мероприятий, разработкой программ и пособий, в которых вопросы воспитания патриотизма, нравственности и гражданственности в центре внимания. Обществу нужны высокообразованные, мужественные, здоровые люди, отличающиеся профессиональной культурой, мобильностью, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны – патриоты своего Отечества.
Среди направлений и форм работы по патриотическому воспитанию подрастающего молодого поколения в практике образовательной деятельности используются:
· военно-патриотическое воспитание,
· героико-патриотическое воспитание,
· национально-патриотическое,
· гражданско-патриотическое,
· историко-патриотическое,
· культурно-патриотическое воспитание, а также и другие направления образовательно-воспитательной деятельности.
Наиболее значимыми и интересными формами военно-патриотической работы для учеников являются творческо-игровые и деятельностные. Среди поисково-исследовательских форм военно-патриотической работы имеют приоритет возрождение памяти забытых имен защитников Отечества и поиск следов без вести пропавших солдат и офицеров. На первом месте по значимости среди творческо-игровых форм военно-патриотической работы стоят военно-исторические и военно-спортивные игры.
Основными формами военно-патриотической работы являются: внеклассные мероприятия, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, уроки «Мужества», фестивали, праздники, конкурсы, викторины. Но все же особую роль в моей работе по патриотическому воспитанию занимает знакомство учеников с поисковым движением. Поисковое движение России зародилось в 50-60 годы XX века, когда был объявлен «Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам боевой славы». А активная деятельность поисковых отрядов берет отсчёт с 1988 года.
Поисковое движение - это общественное движение по сохранению и увековечению памяти защитников Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны, которое в настоящее время по своему содержанию является военно-патриотическим, историко-культурным и благотворительным движением. Цель поисковых мероприятий - поиск и перезахоронение, а также установление имён павших за Отечество воинов. Уход за мемориальными захоронениями также дело рук поисковиков. За четверть века, что на Тамбовщине активно развивается поисковое движение, у отряда «Альтаир», первым объединившем под своим крылом инициативную молодежь, интересующуюся военной историей своей страны, появилась масса помощников и продолжателей. Сейчас в региональном отделении «Поисковое движение России» около пятисот человек. Школьники, также выезжают в поисковые экспедиции, преимущественно в соседние области.
Для того чтобы подросток стал поисковиком, ему надо пройти определенный путь отбора «школы молодого поисковика», критериями которого являются высокие морально-волевые качества, дисциплинированность, физическая подготовка и овладение навыками поисковой работы. Главное – это поиск пропавших без вести. Поисковое движение – это наиболее мощный фактор формирования нравственного стержня личности, так как за короткое время рождается коллектив единомышленников, объединенный благородной целью – воскресить имена пропавших без вести и предать земле останки павших защитников Родины. Через сердца подростков проходит мысль: «У человека нет будущего, если он не помнит своего прошлого».
Учащиеся МБОУ «Стрелецкой СОШ» были участниками фестиваля поисковых отрядов «Памяти героев верны», на котором региональные поисковики рассказывали о своей работе и деятельности отрядов. Ребята принимали участие в мастер-классах, тренингах, а также в деловой игре и квестах. Также ученики нашей школы были участниками ХХ международной учебно-тренировочной «Вахты памяти», посвященной 30-летию поискового движения России, проходившей в августе 2018 года под Смоленском.
Прикосновение к чужому горю, вызывает желание помогать людям, учит состраданию, соучастию. Совместная поисковая деятельность сама по себе содержит и интегративные теоретические знания, и практику, и конкретную практическую работу, и совместную деятельность. В ее процессе создаются благоприятные условия для развития личности, молодой человек формирует собственное отношение к истории и природе, к себе и другим людям.
Вывод: Значение поисковой деятельности неизмеримо велико. Участники экспедиций, несомненно, иначе воспринимают историю, гордятся героизмом и мужеством солдат. Поисковое движение – это педагогический феномен и серьезнейшая молодежная политика, которая помогает воспитать уважение и благодарность к павшим бойцам, учит пониманию подвигов, совершенных нашими дедами и прадедами. Это одна из ярких и доходчивых форм передачи молодежи боевых традиций старших поколений. Поиск формирует общечеловеческие нормы гуманистической морали, позволяет каждому подростку реализовать себя как личность. Поисковое движение будет существовать длительное время, осуществляя преемственность духовных ценностей.
Список литературы:
1. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности молодежи: исторический аспект / Г.Я Гревцева, Н.В. Ипполитова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – 2015. – №6. – С. 27–33.
2. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. – №5. – 2006. – С. 52–59.
3. Танкенов А.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2013. – 24 с.
4. Циулина М.В. Понимание патриотизма в современных условиях: Сборник материалов научно-практической конференции / Сост. В.В. Гейль. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. акад. культ. и искусств, 2011. – С. 53–64.