Модель формирования УУД при обучении чтению на английском языке в основной школе
Модель формирования универсальных учебных действий при обучении чтению на английском языке в основной школе
Model of formation of universal educational actions when teaching reading in English in primary school
Автор: Лисовая Екатерина Константиновна
МАОУ " Лицей № 97 г. Челябинска», Челябинск, Россия.
e-mail: katrinalisovaya@gmail.com
Lisovaya Ekaterina Konstantinovna
Lyceum No. 97, Chelyabinsk, Russia.
e-mail: katrinalisovaya@gmail.com
Аннотация: В данной статье описана модель формирования универсальных учебных действий при обучении чтению на английском языке в основной школе. Условия, теоретико-методологическая и нормативно-правовая база ее эффективности.
Abstract: This article describes the model of formation of universal educational actions when teaching reading in English in the main school. Conditions, theoretical and methodological and regulatory framework for its effectiveness.
Ключевые слова: Универсальные учебные действия, обучение чтению, обучение на английском.
Key words: Universal learning, reading, learning in English.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется в рамках целостного образовательного процесса. Основываясь изученную теоретико-методологическую литературу по теме исследования, стало понятно, что необходимо разработать модель формирования универсальных учебных действий при обучении чтению на английском языке для учащихся основной школы.
Разработанная модель формирования универсальных учебных действий при обучении чтению на английском языке в основной школе состоит из трех компонентов:
1) целевой,
2) организационно-содержательный,
3) аналитико-результативный.
Целевой компонент включает в себя постановку цели, определение нормативно-правовой, теоретико-методологической базы, определение условий эффективной реализации модели.
Как и любая модель, разработанная нами модель, основывается на поставленной цели. В данном исследовании нам необходимо эффективно сформировать универсальные учебные действия при обучении чтению в основной школе. На основе поставленной цели необходимо подготовить нормативно-правовую базу для реализации модели. В современной системе образования регулирование учебного процесса происходит в рамках:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании». Данный закон регулирует правовой статус всех образовательных организаций на территории РФ.
2. ФГОС ООБ – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
3. Рабочая программа основного общего образования по английскому языку. Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Выбранные методологические подходы помогли обозначить основные условия, при которых данная модель будет эффективно реализована в учебном процессе. В данном исследовании мы определили три ведущих подхода в образовании:
1. Системный подход как общенаучная основа исследования.
2. Деятельностный подход как теоретико-методологическая основа исследования.
3. Компетентностный подход как практико-ориентированная основа исследования.
Данные подходы помогли определить основные условия для реализации данной модели:
1. Успешное взаимодействие учителя и ученика на все этапах обучения.
2. Успешное управление деятельностью ученика.
3. Комплекс задания для эффективного формирования универсальных учебных действий при обучении чтению на английском языке.
Таким образом целевой компонент модели можно назвать подготовительным этапом, так как на этом этапе происходит сбор информации на теоретическом уровне.
Организационно-содержательный компонент модели включает в себя разработку критериально-диагностического аппарата, который даст нам возможность проводить диагностики, позволяющие оценить уровень сформированности тех или иных навыков и учебных действий. На этом же этапе, необходимо разработать критерии оценивания уровня сформированности навыков чтения и универсальных учебных действий. Определив критерии и показатели, необходимо провести опытно-экспериментальную работу. Данная исследовательская работа проводится тоже в рамках организационно-содержательного компонента.
Таким образом, организационно-содержательный компонент модели ориентирован на практическую сторону проблемы формирования универсальных учебных при обучении чтению на английском языке в основной школе.
Аналитико-результативный компонент модели включает в себя определение результатов опытно-экспериментальной работы, обсуждение и определение выводов, корректировок и рекомендаций.
Список литературы:
1. Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований. – М: Издательство Флинта : Наука, 2013.
2. Попков В.А. Методология педагогики. — М: Издательство СГУ, 2007.
3. Новиков А.М. Методология образования. — М: ЭГВЕС, 2006.