Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.12.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Деятельностный подход как теоретическая основа ФГОС основного общего образования

Дата публикации: 2020-03-04 05:16:42
Статью разместил(а):
Лисовая Екатерина Константиновна

Деятельностный подход как теоретическая основа Федерального государственного стандарта основного общего образования

Activity approach as a theoretical basis of the Federal state standard of basic General education

 

Автор: Лисовая Екатерина Константиновна

МАОУ " Лицей № 97 г. Челябинска», Челябинск, Россия.

e-mail: katrinalisovaya@gmail.com 

Lisovaya Ekaterina Konstantinovna

Lyceum No. 97, Chelyabinsk, Russia.

e-mail: katrinalisovaya@gmail.com 

 

Аннотация: В данной статье описан деятельностный подход как теоретическая база Федерального государственного стандарта основного общего образования. Определено понятие «деятельность», выделены основные виды деятельности и ее основные характеристики.

Abstract: This article describes the activity approach as the theoretical basis of the Federal state standard of basic General education. The concept of "activity" is defined, the main types of activity and its main characteristics are highlighted.

Ключевые слова: Деятельностный подход, деятельность, виды деятельности, учебная деятельность.

Key words: Activity approach, activities, types of activities, educational activities.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Теоретико-методологической базой разработки образовательного стандарта, а, следовательно, и универсальных учебных действий служит деятельностный подход, основанный на положениях классиков психолого-педагогической мысли (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Основным положением служит высказывание о том, что развитие личности в системе образования, возможно при формировании универсальных учебных действий, являющиеся основной образовательного процесса, в результате которого индивид приобретает необходимые ему знания, умения и навыки.

В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является деятельностный подход, который служит теоретической основой Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и данного исследования.

Деятельностный подход.

Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует обучающихся к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого обучающегося. Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий является системно-деятельностный подход. Рассмотрим его деятельностную составляющую.

Проблема «деятельности» заложена в работах Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ключевое положение деятельности по Л.С. Выготскому является деятельностная детерминация генезиса и структуры человеческой психики. А.Н. Леонтьев характеризует деятельность как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы, свое развитие. Согласно С.Л. Рубинштейну «деятельность — это внешнее делание, позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим существом утверждает».

Деятельностный подход основан на том, что психика человека и его деятельность неразрывно связана и обуславливается деятельностью. Деятельность характеризует бытие человека, так как является формой и проявлением активности. Поэтому любое психическое явление включено в структуру человеческой деятельности. Исходя из этого, одним из главных условий развития личности является развитие деятельности.

В педагогике понятие деятельности формируется на основу философского понимания деятельности. В зависимости от предмета деятельности выделяют следующие виды деятельности:

1) познавательная,

2) учебная,

3) трудовая,

4) художественная,

5) спортивная,

6) общественная,

7) ценностно-ориентированная,

8) коммуникативная,

9) игра, учение, труд.

Основным видом деятельности в образовании выступает учебная деятельность. 

В научных трудах понятие «учебная деятельность» трактуется неоднозначно. В педагогике и психологии «учебную деятельность» рассматривают как:

1) синоним учения, обучения, научения;

2) один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение новых знаний, умений и навыков.

Характерными чертами учебной деятельности являются:

1. Направлена на овладение учебным материалом и на решение учебных задач.

2. Осваиваются способы действий и научные понятия.

3. Способы действий обуславливают решение задач.

4. Ведет к изменениям в самом субъекте.

5. Изменение собственных психических свойств и поведения зависит от результатов своих собственных действий.

Основополагающей структурной единицей учебной деятельности выступает «действие». Леонтьев А.Н. определяет это понятие как самостоятельный процесс, подчиненный сознательно поставленным целям, и может входить в состав разных видов деятельности.

Учебной деятельности «действие» рассматривается в еще более узком смысле - «учебное действие». Учебное действие — познавательный акт, способ преобразовать учебный материал в процессе выполнения заданий.

Характеристика «учебного действия»:

1) осознанность;

2) целенаправленность;

3) результативная завершенность.

Исследователи данной теории делают акцент, на том, что любое учебное действие — универсальное. Таким образом в рамках деятельностного подхода создаются условия для развития гармоничной, саморазвивающейся личности, через формирование у нее универсальных учебных действий.

 

Список литературы:

1. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований. – М: Издательство Флинта : Наука, 2013.

2. Попков В. А. Методология педагогики. — М: Издательство СГУ, 2007.

3.  Новиков, А. М. Методология образования. — М: ЭГВЕС, 2006.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site