Формирование образовательной и воспитательной среды в виртуальном коммуникативном пространстве

Дата публикации: 2020-03-04 07:50:44
Статью разместил(а):
Рыльцов Виталий Александрович

Формирование образовательной и воспитательной среды в виртуальном коммуникативном пространстве

Formation of the educational and educational environment in the virtual communication space

 

Автор: Рыльцов Виталий Александрович

МБУ ДО «ДШИ им. М.А. Балакирева», Волгоград, Россия.

e-mail: ryltsov.vitaly@mail.ru

Ryltsov Vitaliy Alexandrovich

Children art school the name of Balakirev, Volgograd, Russia.

e-mail: ryltsov.vitaly@mail.ru

 

Аннотация: Любой педагог, работающий сегодня с детьми, отмечает, что юные представители нового цифрового поколения совершенно другие. Они изменились и не похожи на своих родителей, на нас с Вами. Любые изменения вызывают у нас опасения и страхи. К чему приведут нас эти трансформации? В лучшую или худшую сторону они меняют общество? Шагая в ногу со временем, педагогу приходится заново изучать этот молодой народ, искать подходы к его представителям, разрабатывать новые методы и формы работы, находить точки соприкосновения. А для начала стоит изучить их особенный мир более внимательно. Рассмотрим более подробно поколение Z.

Abstract: Any teacher who works with children today notes that the young representatives of the new digital generation are completely different. They have changed and are not like their parents, like You and me. Any changes cause us concerns and fears. What will these transformations lead us to? Do they change society for better or worse? Keeping up with the times, the teacher has to re-study this young people, look for approaches to their representatives, develop new methods and forms of work, find common ground. And first, you should study their special world more closely. Let's look at generation z in more detail.

Ключевые слова: Образовательная среда, воспитательная среда, виртуальное коммуникативное пространство.

Keywords: Educational environment, educational environment, virtual communication space.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

По теории Нейла Хоува и Уильяма Штрауса, созданной на основе различий в ценностях людей разного возраста, в настоящее время на Земле проживает несколько поколений:

·       Величайшее поколение (1900 - 1923)*.

·       Молчаливое поколение (1923 - 1943).

·       Поколение беби-бумеров (1943 - 1963).

·       Поколение Х («Икс») (1963 - 1984).

·       Поколение Y («Игрек») (1984 - 2000).

·       Поколение Z («Зэт») (c 2000).

 

1. Дети поколения Z. Кто они?

·       Это дети, родившиеся после 2000 года в цифровом мире.

·       Не представляют себе жизнь без мобильного интернета и других гаджетов. Они всегда онлайн: 86 % времени в течение дня постоянно пользуются смартфоном.

·       Живут в двух реальностях одновременно: онлайн и офлайн, часто не разделяя их.

Задают вопросы гуглу, Алисе, Сири, а не учителю, дорогу найдут по навигатору, а покупки сделают в интернете.

·       52% из них используют YouTube или социальные сети для учебы.

·       Лучше воспринимают краткую и наглядную информацию в дозированной форме.

·       Одновременно учат уроки, ведут смс переписку с тремя друзьями, слушают музыку и разговаривают с бабушкой.

Эта способность «видеть» одновременно несколько экранов приводит к тому, что скорость восприятия информации резко растет. Это качество имеет свою обратную сторону – мозг, приученный к высокой скорости обработки информации, начинает "скучать", когда информации мало, например, на уроках.

Именно эта разница в скорости восприятия информации у детей и учителей пожилого возраста приводит к множеству проблем – учителя не могут удержать внимание детей и сердятся на них из-за этого.

У них нет никаких проблем с вниманием. С рождения их окружает так много информации, что они приобрели суперспособность — отсеивать всё ненужное. Для них существует правило «восьми секунд», за которые нужно успеть привлечь внимание. Если в течение этого времени вы не завладели их вниманием, то они переключатся на другой объект.

·       Социальные сети для них — основной источник информации, новостей, общения и развлечений.

Этот формат позволяет им участвовать в жизни сетевого ресурса, оставлять комментарии, затевать споры, отстаивать свою точку зрения, само реализовываться.

Плохо или хорошо влияет цифровой мир на психику детей – все равно альтернативы нет. Мы стремительно мчимся в новый мир, переживая невиданную трансформацию. А наши дети используют любую возможность, любой гаджет, чтобы подключиться к информационному потоку. Если мы думаем, что они смотрят в смартфоны, только чтобы «потупить» в ленте соц. сетей, то мы ошибаемся. В сети происходит общение.

Важной составляющей современного обучения является диалог с преподавателем и ровесниками. Если мы хотим быть своим для этого поколения, мы должны с ними общаться. Иначе на нас не обратят внимания.

В настоящее время почти каждый творческий коллектив владеет своим сетевым ресурсом (сайт, страница ВКонтакте, Инстаграм). Мы имеем возможность активно влиять на развитие, обучение и воспитание детей через этот ресурс, и должны эту возможность использовать максимально.

Если на своей страничке или сайте вы регулярно будете размещать обучающее видео (можно не собственного производства, ведь в интернете много подобных роликов практически на любую тему), интерактивные тесты, инфографику, подборки фотографий и картинок, учебные карточки, мемы и т.п.  — интернет станет вашим надёжным партнёром. Текст тоже не сдаёт позиций. Конечно, представители поколения Z читают с меньшим энтузиазмом, но тем не менее читают.

2. Способы формирования образовательной и воспитательной среды в виртуальном коммуникативном пространстве.

Сейчас я назову 12 вещей, которые заинтересуют поколение Z:

·       Картинки

·       Видео

·       Интерактивные тесты

·       Игры

·       Инфографика

·       Комиксы

·       Подборки фотографий

·       Мемы (крылатые фразы)

·       Тексты

·       Опросы

·       Голосования

·       Учебные карточки

Сейчас многие педагоги создают свои группы в социальных сетях. Ведь группа это прежде всего:

·       информационный контент;

·       площадка для общения с родителями;

·       источник обратной связи с учениками;

·       ресурс для популяризации работы коллектива;

·       ресурс для реализации творческих проектов;

·       воспитательный ресурс;

·       образовательный ресурс.

В группе размещаются:

·       информационные объявления, например, об изменениях в расписании, о концертах и т.п.

·       реклама коллектива, объявления о наборе на обучение.

·       фотографии коллектива, видео о жизни коллектива.

·      опросы и голосования, чтобы лишний раз не собирать родительское собрание. На какой фестиваль ехать? Какие подарки выбрать на день рождения коллектива? Какой фильм выбрать для совместного просмотра? Куда пойдём в каникулы? Кто идёт на концерт филармонии?

Многие коллективы часто выезжают за пределы края, и не все родители могут их сопровождать. Но всё же они волнуются. Для них можно создать дневники фестивалей и творческих поездок, в которых подробно описываются все события дня. Заодно и начальство всегда в курсе дела. Как говорят в рекламе: «Запостил – было, не запостил – не было».

·       обучающие видеоролики и видео инструкции для самостоятельной работы.

Например: «Как сесть на шпагат», «Как научится делать колесо», «Танцевальная разминка» для тех, кто не хочет терять форму летом, «Как быстро развить музыкальную память», «Силовая тренировка для мальчиков».

Это те упражнения, для которых простой работы в классе недостаточно, и воспитанники ансамбля могут заниматься дома самостоятельно по обучающему видео.

·      информационные подборки с фотографиями, картинками, аудиозаписями и видеороликами.

Например:

- подборка «Позы классического танца», подборка «Современный танец» (его формирование и стили в настоящее время), подборки по национальным танцам и костюмам.

- творческие интернет-проекты. Например, объявляется конкурс на лучшую фотографию ребенка в танце и путем интернет-голосования выбирается победитель, которому вручается приз.

- поощрение самого активного посетителя страницы.

3. Заключение.

Дети поколения Z— маленькие дарования с невероятными способностями, которых мы обязаны научиться понимать и принимать.

В них удивительно сочетается детская непосредственность и взрослое мышление. Они — наш лучик света в неизведанном будущем, которое уже стучится в дверь.

В заключение хочу подчеркнуть свою мысль: плохо или хорошо влияет интернет на психику ребёнка, но это – новая реальность.

С учётом особенностей поколения Z необходим выбор адекватного стиля обучения. Среда, порожденная высокими технологиями, важный инструмент для их обучения. В новой реальности лекция в традиционной аудитории - все равно что «немое кино» для зрителей, привыкших к телевидению.

В обучении и воспитании могут помочь современные технологии. Отвечая на вызовы 21 века, педагог обязан использовать этот ресурс для формирования личности ребёнка, для его образования.

А какие вызовы приготовит для нас следующее поколение детей, пока остаётся загадкой …

 

Источники:

1. Журнал «Генеральный директор». «7 способов подстроить поколение Z на благо компании». 2017г.

2. Кристина Миронюк. «Ты моргнуть не успеешь, как центениалы захватят мир»! «Всё, что нужно знать о поколении Z».  

3. Гульнара Третьякова. «Психологические особенности поколения Z». 2016г.