Алгоритмы мозгового штурма и их креативный эффект в системе деловых коммуникаций
Алгоритмы мозгового штурма и их креативный эффект в системе деловых коммуникаций
The Order of «Brainstorminq» and its Creative Effect in the System of Business Communication
Автор: Николаева Светлана Николаевна
МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района», Нижний Новгород, Россия.
e-mail: snn31101962@rambler.ru
Nikolaeva Svetlana Nikolaevna
Center for Children,s Creativity of the Avtozavodsky distict, Nizhny Novgorod, Russia.
e-mail: snn31101962@rambler.ru
Аннотация: История возникновения, способов решения творческих задач, область применения этих способов.
Abstract: The history of occurrence, methods for solving creative problems, the scope of these methods.
Ключевые слова: мозговой штурм, деловые коммуникации.
Keywords: brainstorminq, business communications.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Руководитель: канд. культурологии, доцент Лебедева Т.В.
Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
«Все, что человек способен представить в своем
воображении, другие сумеют претворить в жизнь».
(Жюль Верн)
Постановка проблемы. «Мозговой штурм» – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности личности и группы в организационной среде. Он позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Этим объясняется актуальность научной проблемы «мозгового штурма». Как креативный метод решения задач, он стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений. Это особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.
Из истории метода. Говорят, что мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во время плавания команда драккара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все – начиная с капитана и заканчивая юнгой. Все они по очереди предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя…
Метод мозгового штурма появился Соединенных штатах Америки в конце 30-х годов, прошлого века, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги Алекса Осборна «Управляемое воображение», в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Алекс Осборн профессиональный рекламщик, который предложил свой метод групповой интеллектуальной работы. Он назвал его «брейн-сторминг», или «мозговой штурм». Широко пропагандируя брейн-сторминг, Осборн представлял его как универсальный способ решения творческих проблем, пригодный как для нахождения ответов на трудные вопросы, так и для изобретений, открытий в любых отраслях деятельности: в науке, бизнесе, политике, образовании и так далее.
Структурно метод довольно прост. «Метод мозгового штурма подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определённым правилам, и последующего развернутого анализа его результатов».
Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:
1) генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса,
2) анализ и оценка выдвинутых идей.
Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится всё более конструктивной и пригодной к осуществлению. Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.
Алгоритмы мозгового штурма.
1. Находим людей для генерации идей, (примерное количество 7+/-).
2. Сообщаем им о том, какая задача стоит.
3. Выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.
4. Процедура мозгового штурма.
5. Анализ.
Как проводить мозговой штурм? Для проведения эффективного мозгового штурма рекомендуется сформировать группу из 8-10 человек. Если количество участников меньше – меньше и количество идей. Группа «штурмующих» – это самые разные люди, которые не являются узкими специалистами в исследуемом вопросе. Это должны быть люди разного возраста, пола, профессии, темперамента. Именно разнородный состав и различный опыт участников позволяют надеяться, что они предложат решения, сильно отличающиеся от привычных.
При проведении мозгового штурма необходимо выбрать ведущего (модератора), который будет управлять процессом. Ведущий ставит задачи, определяет правила штурма и координирует обсуждение.
Между участниками и модератором не должно быть отношений субординации: не должно быть зажимов, связанных с реноме участников, с угрозой, реальной и мнимой, их авторитету в коллективе и у начальства.
«Мозговой штурм» лучше не проводить в условиях цейтнота, в спешке. Участники процесса не должны чувствовать над собой давление срочности других задач, иначе они не смогут полноценно сосредоточиться на обсуждаемом вопросе.
Продолжительность «мозгового штурма» необходимо оговаривать заранее и придерживаться регламента. Идеальная продолжительность от 20 до 40 минут. Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать, как можно больше идей в сжатые сроки. До «мозгового штурма» и во время его проведения необходимо создать обстановку максимального комфорта. Это должно быть помещение, в котором можно громко говорить. Желательно, чтобы обстановка была не слишком официальной. Участники должны иметь возможность пройтись по комнате, постоять, откинуться на спинку мягкого кресла.
Можно предложить чай и кофе, включить негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Желательно иметь доску, на которой будут записываться предлагаемые идеи. В процессе генерации идей необходимо поддерживать непринужденную и доброжелательную атмосферу.
Необходимо вовлечь каждого участника через поочередное выступление. Участники должны высказывать свои предложения и идеи, которые, нужно записывать без какого- либо обсуждения. Недопустима критика, анализ, развитие идей, высказанных участниками. Допустимо комбинирование идей, помощь участников друг другу для формулирования высказываний, моральная поддержка. Напомним о том, что основная цель «мозгового штурма» – помочь участникам «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить необычные, оригинальные идеи.
Когда время для «мозгового штурма» закончится, необходимо собрать все предложения и проанализировать их вместе с группой. Опросите всех участников, чтобы выбрать из списка всех полученных идей 5 наиболее лучших. Проделав это, мы сможем продолжить более узконаправленный штурм для развития перечня идей.
Использование методики мозгового штурма при работе с детьми. Мы рассмотрели методику в основном для взрослых. А как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми? Излагаю свой опыт использования метода «мозгового штурма» для побуждения творческой активности детей. Сначала определим цели.
- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
- Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях!».
- Научить детей фантазировать.
- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
- Поддержать робкого ребёнка, похвалив его идею, даже если она слабая.
- Оценить общую активность детей.
Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своей. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?» Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет, ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребёнку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.
Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения. Ниже приводится таблица, в которой представлены возможные сложности проведения «мозгового штурма» и предложения, как их преодолеть.
Сложность |
Вариант решения |
Неподходящее время для проведения группового мозгового штурма или нет людей для его проведения. |
Проводить индивидуальный мозговой штурм. |
Есть авторитетные люди в группе. Фокус внимания группы может быть смещён в сторону начальства или авторитетного человека. Невозможность сфокусироваться на задаче. |
Желательно заранее, планируя мозговой штурм, предупредить начальство о том, что данное мероприятие предназначено для рядовых сотрудников. Для руководства стоит проводить отдельные мозговые штурмы.\\ |
Во время мозгового штурма повышается энергетика голоса. Всем хочется, чтобы их услышали. Особенно актуально, если участников в группе много. |
Найти помещение, где можно громко говорить. Модератор следит за тем, чтобы обсуждение не превратилось в «базар». |
У участников группы идей мало или совсем нет. Такое может случиться, если задача слишком глобальна или у участников мозговая блокада. |
Большую задачу разбить на много маленьких и решить их поочередно. Предложить подумать на отвлеченную тему. Сделать разминку, походить, сесть удобнее, желательно в позу мечтателя, откинувшись на спинку кресла. |
Участники вялые ничего не хотят делать. |
Предложить поиграть в игру: «Как ещё можно использовать пластиковую бутылку». Берётся любой простой предмет, например, пластиковая бутылка, стержень от ручки и тому подобное. Далее задача за 5 минут придумать как можно больше вариантов применения данного предмета (пусть даже самых абсурдных и нереалистичных). Предложить приз за большее количество придуманных вариантов. Далее переходить к основной теме мозгового штурма. |
Люди не могут удержаться от критики |
Модератору нужно чётко отслеживать правила мозгового штурма: сначала идеи, потом все остальное. Нет ни хороших, ни плохих идей. Все идеи хороши по-своему. |
Идей очень много, как все успеть записать? |
Записывает модератор, используя технику ментальных карт. Запись в таком виде подарит еще больше творческих идей, плюс поможет сконцентрироваться на задаче. |
Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей.
|
Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи. Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения). Расставляетприоритетность критериев и в соответствии с ними отбирает идеи. |
На этапе проработки деталей идея становиться нереалистичной. |
Проработать слабые места или взять следующую идею. |
Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать.
|
Использовать метод ментальных карт при решении дилемм. Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей. |
Достоинства и недостатки «мозгового штурма». И то и другое следует знать для того, чтобы умело управлять «мозговым штурмом».
• Во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.
• Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.
• Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.
• Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.
• Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.
Сегодня известно, что типичный «мозговой штурм» производит 10-50 диких идей, из которых 1-2 могут быть ценными. Неэффективность классического «мозгового штурма» иллюстрируется диаграммой Парето. Участники активно выдвигают идеи первые 20% времени. Остальное время тратится на «выжимание» идей, участники устают и предпочитают воздерживаться от высказываний.
Заключение.
Технологии мозгового штурма имеют большое значение. Они полезны для коллективного решения проблем на деловом совещании, для развития креативного потенциала его участников в личностном и профессиональном планах. А также для повышения корпоративной культуры компании, для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов.
Литература:
1. Алейников В. «Мозговой штурм-история, мифы, правила» Журнал “Форум IT-Бизнес” (декабрь 2003 г.)
2. Бехтерев Сергей Журнал: Справочник по управлению персоналом №5 год: 2011.
3. Марков С.Л. «Мозговой штурм и его разновидности как эффективные инструменты решения управленческих проблем».
4. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для ВУЗов. - М.: Гардарики, 2002.
5. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. – СПб. 2005.
6. Штанько Е.С. «Мозговой штурм как один из наиболее эффективных методов интерактивного обучения».