Алгоритмы мозгового штурма и их креативный эффект в системе деловых коммуникаций

Дата публикации: 2020-03-10 17:37:37
Статью разместил(а):
Николаева Светлана Николаевна

Алгоритмы мозгового штурма и их креативный эффект в системе деловых коммуникаций

The Order of «Brainstorminq» and its Creative Effect in the System of Business Communication

 

Автор: Николаева Светлана Николаевна

МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района», Нижний Новгород, Россия.

e-mail: snn31101962@rambler.ru 

Nikolaeva Svetlana Nikolaevna

Center for Children,s Creativity of the Avtozavodsky distict, Nizhny Novgorod, Russia.

e-mail: snn31101962@rambler.ru 

 

Аннотация: История возникновения, способов решения творческих задач, область применения этих способов.

Abstract: The history of occurrence, methods for solving creative problems, the scope of these methods.

Ключевые слова: мозговой штурм, деловые коммуникации.

Keywords: brainstorminq, business communications.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Руководитель: канд. культурологии, доцент Лебедева Т.В.

Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики 

 

«Все, что человек способен представить в своем

воображении, другие сумеют претворить в жизнь».

(Жюль Верн)

 

Постановка проблемы. «Мозговой штурм» – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности личности и группы в организационной среде. Он позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Этим объясняется  актуальность  научной проблемы «мозгового штурма». Как креативный метод решения задач, он стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений. Это особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

Из истории метода. Говорят, что мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во время плавания  команда драккара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все – начиная с капитана и заканчивая юнгой. Все они по очереди предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя…

Метод мозгового штурма появился Соединенных штатах Америки в конце 30-х годов, прошлого века, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги Алекса Осборна «Управляемое воображение», в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Алекс Осборн профессиональный рекламщик, который предложил свой метод групповой интеллектуальной работы. Он назвал его «брейн-сторминг», или «мозговой штурм». Широко пропагандируя брейн-сторминг, Осборн представлял его как универсальный способ решения творческих проблем, пригодный как для нахождения ответов на трудные вопросы, так и для изобретений, открытий в любых отраслях деятельности: в науке, бизнесе, политике, образовании и так далее.

Структурно метод довольно прост. «Метод мозгового штурма подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определённым правилам, и последующего развернутого анализа его результатов».

Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

1) генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса,

2) анализ и оценка выдвинутых идей.

Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по