Отражение проблемы развития педагогической культуры в психолого-педагогической литературе

Дата публикации: 2020-03-12 15:46:20
Статью разместил(а):
Сутковенко Ольга Валерьевна

Отражение проблемы развития педагогической культуры в психолого-педагогической литературе

Reflection of the problem of development of pedagogical culture in psychological and pedagogical literature

 

Автор: Сутковенко Ольга Валерьевна

МБОУ "Одинцовская СОШ № 12", г. Одинцово, Московская область, Россия.

Аспирант МГОУ, г. Мытищи, Московская область, Россия.

E-mail: lekasutkovenko@mail.ru

Sutkovenko Olga Valeryevna

School № 12, Odintsovo, Moskow region, Russia.

Graduate student MRSU, Mytishchi, Moskow region, Russia.

E-mail: lekasutkovenko@mail.ru

 

Аннотация: В статье отражены подходы к исследованию феномена профессионально-педагогической культуры и рассмотрены примеры определений понятия «педагогическая культура», сформулированные учеными.

Abstract: the article reflects approaches to the study of the phenomenon of professional and pedagogical culture and considers examples of definitions of the concept of "pedagogical culture", formulated by scientists. 

Ключевые слова: педагогическая культура, психолого-педагогическая культура.

Keywords: pedagogical culture, psychological and pedagogical culture. 

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы. 

 

Обсуждение проблемы развития педагогической культуры рассмотрения понятия «педагогическая культура» в приложении к пониманию сущности педагогической деятельности классного руководителя по воспитанию гражданственности школьников и сущности самого феномена гражданственности.   

К исследованию феномена педагогической культуры обращались в своих работах С.И. Архангельский, А.В. Барабанщикова, Е.В. Бондаревская, 3.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Тарасевич, Г.И.Хозяинов и др. С началом разработки культурологического вектора в философии, социологии, педагогике и психологии был проведен ряд исследований, которые посвящались отдельным направлениям профессионально-педагогической культуры: методологической (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский и др.), историко-педагогической (А.К. Колесова), нравственно-эстетической (Э.А. Гришин, Д.С. Яковлева), коммуникативной (А.В. Мудрик, О.О. Киселева, Т.Н. Левашова), технологической (М.М. Левина, Н.Е. Щуркова), духовной (Е.Н. Шиянов, Е.И. Артамонова), физической (М.Я. Виленский) и др.

В исследованиях ученых педагогическая культура рассмотрена как проекция общей культуры, которая проявляется в системе профессиональных качеств и особенности деятельности педагога. Профессионально-педагогическую культуру следует определять как сложное системное образование, представляющее собой особую организацию общечеловеческих идей, определенно-направленных профессионально-ценностных качеств человека, многообразных приемов познания и гуманистической технологии деятельности педагога. Исследования Е.В. Бондаревской показывают, что педагогическая культура в своем основании имеет духовную индивидуальность человека, его особое отношение к ценностям образования и воспитания личности, наличие собственной профессиональной позиции в решении педагогических задач, авторского педагогического почерка, а также индивидуальный выбор педагогических систем, технологий, методик [2].

Теоретическая модель профессионально-педагогической культуры разработана и доказана И.Ф. Исаевым [3]. В современных социокультурных условиях находит яркое подтверждение направленность исследователей к объединению усилий для анализа феномена педагогической культуры. Гуманистическая парадигма образования выводит процесс исследования профессионально-педагогической культуры на личностный уровень.

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам культуры педагогической деятельности, нет четкой и развернутой концепции понимания, что есть культура педагогической деятельности и самое главное – как ее формировать, взращивать Поиск путей и способов совершенствования профессиональной культуры учителя в настоящее время связан с изучением становления профессионально-педагогической культуры общения учителя как целостного педагогического процесса. Профессионально-педагогическая культура учителя, в большинстве исследований рассматривалась, как нечто сформированное на этапе профессиональной подготовки или требующее дальнейшего формирования на этапе профессиональной переподготовки. В педагогических исследованиях в основном отражены вопросы формирования; коммуникативной культуры (Б.В. Авво, И.В. Гришняева, Т.В. Иванова, М.И. Кавдангалиева, В.Н. Куницина, И.В. Лабутова, К.А. Менджерицкая, Т.Н. Щербакова, Г.А. Фаллер и др.).

Анализируя многочисленные подходы к рассмотрению феномена педагогической культуры можно сделать вывод о том, что его определяют как:

- тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса;

- единство содержания, механизмов, систем и целей педагогического процесса;

- педагогический процесс, направленный на передачу накопленного социального опыта от одного поколения другому в виде знаний, умений и навыков;

- в основе педагогической культуры лежит высокий профессионализм педагога, который заключается во владении методиками преподавания, а также его внутренний мир, основанный на способности преобразовывать накопленный человеческий опыт, что способствует педагогу стать сосредоточием всемирного культурно-исторического опыта.

Анализ исследований, которые были посвящены развитию профессиональной педагогической культуры учителя, показал, что вопрос развития педагогической культуры  классного руководителя по формированию гражданственности школьников в общеобразовательной школе продолжает оставаться вне поля зрения ученых. В то время как практика образовательной деятельности свидетельствует, что эффективное развитие в условиях общеобразовательной школы педагогической культуры классного руководителя является важным фактором успешности решения воспитательных задач по формированию гражданственности школьников.

Представим несколько определений понятия «педагогическая культура» сформулированных исследователями:

1. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей [5].  

2. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому [1]. 

3. Интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурно-исторического опыта [4].

Анализируя многочисленные подходы к рассмотрению феномена педагогической культуры можно сделать вывод о том, что его определяют как:

- тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса;

- единство содержания, механизмов, систем и целей педагогического процесса;

- педагогический процесс, направленный на передачу накопленного социального опыта от одного поколения другому в виде знаний, умений и навыков;

- в основе педагогической культуры лежит высокий профессионализм педагога, который заключается во владении методиками преподавания, а также его внутренний мир, основанный на способности преобразовывать накопленный человеческий опыт, что способствует педагогу стать сосредоточием всемирного культурно-исторического опыта.

Результаты анализа и систематизации психолого-педагогических сведений, содержащих научное описание феномена «педагогическая культура», и отражающих различные точки зрения исследователей по поводу содержания и объема этого понятия, его взаимосвязях и взаимозависимостях, структурно-компонентной организации педагогической культуры позволили нам  сформировать представление о компонентно-структурной организации педагогической культуры классного руководителя по воспитанию гражданственности школьников.

 

Список литературы:

1. Бенин В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: дис…д-ра пед.наук 13.00.01. / Бенин Владислав Львович – Екатеринбург, 1996.-274 с. 

2. Бондаревская Е.В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе / Е.В. Бондаревская // Известия Южного федерального университета. - 2011. - № 1. - с. 21-30.

3. Гавришина Г.В. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / Г. В. Гавришина // Психопедагогика в правоохранительных органах – 2009. - № 3. – с.102-106

4. Качалов Д.В. Развитие профессионального самосознания будущих учителей как условие формирования педагогической культуры / Д. В. Качалов //Наука и школа – 2011. - №3. – с. 213-216 

5. Слепцова М.В. Концепция педагогической культуры В.Л. Бенина / М. В. Слепцова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2018.- № 2