Деятельность педагога ДО в современных условиях
Деятельность педагога ДО в современных условиях
Автор: Марина Валерьевна Вецак
педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДОД» г. Усинска
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Педагог дополнительного образования должен производить набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе, организовать, стимулировать и мотивировать деятельности и общение учащихся на учебных занятиях. Важно для деятельности педагога дополнительного образования консультировать учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным программам), уметь организовать текущий контроль, помочь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях.
Педагог дополнительного образования должен понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы. Набор и комплектование группы учащихся должен происходить с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся.
Каждый педагог должен уметь устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы. Важно, чтобы при работе с учащимися учитывались состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенностей.
Педагог дополнительного образования должен быть свободен в выборе форм, методов, технологий обучения.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях: обсуждение сообщений; докладов, рефератов; конференции; защита (проекта, программы, реферата); олимпиада; турнир; викторина; аукцион знаний; мозговая атака; брейн-ринги; КВН; час вопросов и ответов; конкурс; познавательные игры; интеллектуальный марафон; дебаты.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
1. Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия.
2. На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
3. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
4. Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
5. Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Занятие рассматриваю с позиции здоровьесберегающих образовательных технологий по параметрам:
а) обстановка и гигиенические условия на рабочем месте;
б) количество видов учебной деятельности;
в) средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности;
г) поза учащихся;
д) наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (комплекс упражнений продолжительностью не более трёх минут на утомляемость глаз, позвоночника и т.д.)
ж) психологический климат на занятие (комфорт-напряжение);
з) наличие на занятие эмоциональных разрядок;
и) темп и плотность урока.
Методы организации занятия в объединении:
- словесный, наглядный, практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- метод наблюдений;
- метод программированного обучения;
- проектно-конструкторские методы;
- игровой;
- интеграционный (использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности и др.);
- психологические и социологические методы и приёмы.
Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей является практически полностью отсутствующая жесткая регламентация их деятельности. Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие, основанные на личностно-ориентированном подходе технологии, как личностно-ориентированное обучение; технологии индивидуального обучения; технологии адаптивной системы обучения; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технологии коллективного творческого дела; технологии ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; технологии развивающего обучения; игровые технологии.
Важнейшим средством управления образовательным процессом является систематический и объективный контроль над работой детей. Результаты контроля учебной работы учащихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию самого процесса обучения. Кроме того они также используются для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.
Контроль может проводиться в следующих формах: заслушивание лучшего ответа, собеседование, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Кроме того, можно использовать всевозможные смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, открытых занятий. Такие традиционные формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.
В условиях дополнительного образования детей сегодня существует уникальная возможность каждому ребенку отвести необходимое время для усвоения материала, скомплектовать уровневые учебные группы, или организовать внутри такой группы работу по индивидуальным планам.
Другая, весьма распространенная педагогическая технология, активно используемая в учреждениях дополнительного образования - технология коллективной творческой деятельности. Она относится к разряду педагогических технологий, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. В основе этой технологии лежат следующие организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых.
Технологически цепочку группового творческого воспитательного дела можно выстроить следующим образом:
• подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу - занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
• психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
• коллективное планирование (его можно выстроить в виде «мозгового штурма»).
• коллективная подготовка дела, выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
• собственно деятельность, осуществление разработанного плана.
• завершение, подведение итогов (сбор, круглый стол, результаты коллективного дела).
Новые педагогические технологии призваны радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок, прежде всего, развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. В результате внедрение инновационных технологий позволяет детям непосредственно почувствовать радость от обучения, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность. Необходимо также отметить, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится на основе реализации различных видов деятельности детей, в результате чего обеспечивается свободный выбор каждым ребенком темпов и глубины освоения образовательных программ.
По структуре нашего учреждения учащиеся приходят к нам после занятий в школе, наполненные предыдущими впечатлениями и информацией. Важно учитывать степень психической утомляемости при длительном изложении материала. Применяю вначале организационную беседу, что побуждает учащихся воспроизвести ранее усвоенные знания или сделать самостоятельные обобщения на основе усвоенного фактического материала.
Существующие программы и образовательный стандарт позволяет мне организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое занятие было познавательным. Учебный процесс строю как процесс решения постоянно усложняющихся мыслительных задач, включаю виды работы, предусматривающие мыслительный поиск, что требует от учащихся интеллектуальных поисковых умений. Современная педагогика утверждает, что практике в обязательном порядке должны предшествовать теоретическое усвоение и теоретический тренинг. Предварительный тренинг, проигрывание действий в уме готовит учащегося к безошибочному освоению.
Развитие памяти реализуется через все этапы учебного процесса, которые я использую при организации занятия, а именно:
- презентация нового материала;
- активизация полученных знаний на практике;
- систематизация знаний и умений;
- повторение;
- обратная связь.
Гуманно-личностный подход к ребенку реализую на каждом занятии, необходимо помнить, что сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращает процесс обучения к личности ученика, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
Основными принципами моей работы являются:
- принцип научности;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип прочности усвоения знаний и нывыков;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип доверия и открытости.
Усвоение материала осуществляется от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН.
Я использую различные приемы в работе: индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, развитие мотивационной сферы. Наиболее эффективным приемом своей работы считаю дифференцированный подход к учащемуся, который позволяет учитывать индивидуальные и психологические особенности обучаемого, его личностные свойства, так называемую индивидную индивидуализацию. Этот прием работы помогает мне осуществлять обучение наиболее рациональным путем, а значит добиться необходимых результатов.
Считаю, что педагогу дополнительного образования следует уделять должное внимание развивающему аспекту, выделяя при этом мотивационную сферу. Для развития мотивационной сферы учащихся важен их личный опыт, «контекст» деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, направленность личности, статус в группе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию (как общую, так и ситуативную). Немаловажную роль играют и межличностные отношения учитель – ученик, поэтому я строю взаимоотношения с учениками на основе доверия, сотрудничества и уважения. Уважительное отношение друг к другу играет ключевую роль при обучении и особенно способствует развитию творческого потенциала учащегося. Для преподавателя адекватные взаимоотношения важны при осуществлении контроля, анализа, оценивания, а для ученика восприятие всего вышеперечисленного.
Для достижения успеха в межличностных отношениях и с целью выполнения модернизации образовательного процесса, я использую в своей профессиональной деятельности элементы новых образовательных технологий. Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка.
В своей дальнейшей работе считаю необходимым искать пути и способы решения существующих проблем: содействие в накоплении ТСО, соблюдение преемственности в обучении, осуществление непрерывной связи между теорией и практикой, укрепление межпредметных связей, сохранение целостности обучения.
Успех и уверенность учащихся в обучении зависит от того, насколько раскрыты его индивидуальные способности, преподаватель поэтому должен развить в ребёнке внутреннее стремление к приобретению прочных знаний путём настойчивого упорного труда, вырабатывать у учащихся стремление к преодолению возможных трудностей на пути продвижения от незнания к знанию.