Особенности модели «E-LEARNING ШКОЛЫ»
Особенности модели «E-LEARNING ШКОЛЫ»
Features of the E-LEARNING SCHOOLS model
Автор: Шуляк Наталья Валерьевна
МАОУ "Гимназия № 14", г. Красноярск, Россия
e-mail: luep@mail.ru
Shulyak Natalya V.
Gymnasium №14, Krasnoyarsk, Russia
e-mail: luep@mail.ru
Аннотация. Данная статья является публичной декларацией деятельности «Гимназии 14 управления, экономики и права» по созданию и реализации деятельности региональной инновационной площадки («Модель «E-LEARNING ШКОЛЫ» как прообраз Школы будущего»). Статья является головной в серии статей, посвященных реализации механизмов создания, внедрения и диссеминации системных инноваций в муниципальной и региональной системах образования города Красноярска и Красноярского края.
Annotation. This article is a public declaration of the activities of the “Gymnasium 14 of Management, Economics and Law” on the creation and implementation of the activities of the regional innovation platform (“E-LEARNING SCHOOLS Model as a prototype of the School of the Future”). The article is the leading one in a series of articles on the implementation of mechanisms for the creation, implementation and dissemination of systemic innovations in the municipal and regional education systems of the city of Krasnoyarsk and the Krasnoyarsk Territory.
Ключевые слова: региональная инновационная площадка, e-learning школы, школа будущего, педагогические инновации.
Keywords: regional innovation platform, e-learning schools, school of the future, pedagogical innovations.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
В 2015 году на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения (МАОУ) «Гимназия № 14 управления, экономики и права» была создана Региональная инновационная площадка «ОБРАЗОВАНИЕ 3.0» («Модель «E-LEARNING ШКОЛЫ» как прообраз Школы будущего») для реализации механизмов создания, внедрения и диссеминации системных инноваций в муниципальной и региональной системах образования города Красноярска и Красноярского края.
Информационное общество позволяет вывести в XXI веке на ведущие позиции в мире: системную интеграцию; системное мышление; «системного архитектора»; информационного (когнитивного, креативного) субъекта – Мыслителя, Деятеля, Творца; когнитивную деятельность; учителей-исследователей; учителей-наставников; учителей-консультантов; учителей-руководителей проектов; «знаниевых работников» – активных конструкторов себя и своего окружения.
Особое внимание мы уделяем e-Learning. Термин e-Learning 2.0 был придуман канадским исследователем Стефаном Доуном (StephenDownes), как производный для всей совокупности тенденций в электронном обучении, которые возникли от комбинации со средствами Web 2.0.
Если нам нужна информация, куда мы за ней отправимся? Правильно, в интернет. Если мы усваиваем новое знание — мы учимся. А если мы учимся в интернете — мы занимаемся e-learning. Так, по крайней мере, утверждают эксперты ЮНЕСКО, добавляя к возможностям сети функционал мультимедиа.
Мы живём в век информации. Спорить с этим утверждением бессмысленно. Информационные технологии всё больше и больше проникают в нашу жизнь, причём, частную жизнь в том числе. Интернет стал неотъемлемым атрибутом жизни современного человека. Без него обойтись современному человеку сложно, а, порой, не возможно.
Объем знаний, накопленных человечеством, удваивается каждые пять лет. Традиционные педагогические методы «с мелом у доски» все менее соответствуют новым требованиям, появляются новые образовательные технологии. E-Learning – одна из новых образовательных технологий, доказавших свою эффективность. Во многих странах электронное обучение охватывает все уровни образования и широко используется не только в университетах, но также в средней школе ив организации корпоративного (послевузовского) обучения. Доля чисто электронных технологий в корпоративном обучении еще в 2005 году достигла 30,e-Learning внедрили практически все университеты.
Что такое e-Learning? Это способ повышения эффективности обучения через использование новых методов работы с информацией.
По Фридману, научить учится – вот ключ ко всему. e-Learning 2.0 открывает новую дверь в обучение. Как сообществу, для нас очень важно находится на переднем крае этого движения. Мы должны быть профессионалами в этих инструментах и понимать, как использовать их в процессе неформального и формального обучения. То есть, творческий подход к использованию read/writeweb и обучению связанным с ним знаниям об обучении – это очень важный фактор, для того, чтобы наше сообщество осталось лидером в e-Learning 2.0.
Нами разработана «Модель системы реализации стратегии развития «Гимназии №14 управления, экономики и права» по направлению: «e-Learning Школа».
В рамках данной модели, мы сосредотачиваем усилия, в первую очередь, на повышении качества одного из важнейших направлений развития современного образования – «e-Learning». Происходит оценка качества e-Learning и влияние e-Learning на качество реализации «Проекта региональной инновационной площадки «ОБРАЗОВАНИЕ 3.0» («Модель «E-LEARNING ШКОЛЫ» как прообраза Школы Будущего»)» через: международные системы сертификации и оценки качества e-Learning и практики их применения; международные стандарты в области оценки качества e-Learning; нормативно-правовое обеспечение e-Learning на муниципальном и региональном уровнях; нормативно-правовое обеспечение e-Learning на национальном уровне; оценку мирового опыта в области повышения качества образования за счет массового применения e-Learning; оценку влияния Smart-технологий на качество образования.
Наш генеральный путь наращивания качества образования по направлению «e-Learning Школа»:
- от системного анализа – к системному синтезу, от него – к системной реализации;
- от Smart-технологий к Smart-образованию и Smart-обществу;
- e-Learning – это люди, а не технологии.
Новые параметры качества образования:
- мобильность: различные устройства; удобное время; гибкость;
- скорость доставки: скорость ответа на запрос; скорость обучения; скорость получения результата;
- получение новых навыков: умение учиться; умение работать;
- ответ на потребности общества: актуальные знания; применение знаний уже в процессе обучения; реальные примеры.
Особое внимание мы обращаем на проведение системного анализа «Изменения в системе образования в связи с приходом новых информационных и коммуникационных технологий»; результаты системного анализа обсуждены со всеми участниками проекта:
Во-первых, в образовании начинают применяться инструменты обучения с привлечением ИТ: онлайн-среды, web-сервисы, учебные симуляторы, тренажеры, цифровые и виртуальные лаборатории, специализированные образовательные программы, технологические платформы и др.
Во-вторых, помимо привычного обучения, новые инструменты позволяют: развивать когнитивные навыки; осваивать продуктивные состояния сознания.
В-третьих, информационные технологии позволяют сделать образование индивидуализированным, когда содержание и процесс обучения подстроены под запросы учащегося и его индивидуальные особенности (скорость обучения, предпочтение формы обучения и др.).
В-четвертых, технологии электронного обучения позволяют изменить позицию учащегося на занятии: от созерцания к активному действию, что способствует более эффективному освоению изучаемого предмета.
В-пятых, образование оказывается все более предметным и практико-ориентированным, поэтому в центре такого образования становятся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы.
В-шестых, образование перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни, а становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни.
В-седьмых, в образовании будущего присутствуют: индивидуальные траектории обучения; дистанционные школы и университеты; электронные наставники.
В-восьмых, вероятными точками прорыва в ближайшие десятилетия будут: увеличение объема передаваемых данных и моделей для их обработки (большие данные, bigdata); распространение ПО, на которое может влиять обычный пользователь; развитие человеко-машинных интерфейсов; технологии искусственного интеллекта; семантические системы, работающие со смыслами естественных языков (перевод, поиск в интернете, общение человек–компьютер и др.); новые квантовые и оптические компьютеры, позволяющие существенно ускорить обработку больших массивов данных; развитие нейроинтерфейсов, в том числе «управление мыслью», разными объектами, передача ощущений и переживаний на расстоянии.
В-девятых, особое внимание цифровой революции.
Характер и скорость происходящих изменений в современном обществе, детерминируемых бурным развитием информационных, информационно-коммуникационных, электронных, цифровых технологий, активно обсуждаются их пользователями и представителями различных профессиональных сообществ. Цифровую революцию определяют как стремительный и массовый переход от аналогового к цифровому способу обработки, хранения и передачи данных. Этот переход инициируется, активизируется и поддерживается благодаря успешным многолетним научным и технологическим разработкам обслуживающего эти процессы аппаратного и программного обеспечения цифровых компьютерных и коммуникационных технологий.