Применение тестов контроля знаний на занятиях для обучающихся с нарушением интеллекта

Дата публикации: 2020-05-25 18:49:44
Статью разместил(а):
Дудникова Анна Николаевна

Применение тестов контроля профессиональных знаний и умений на занятиях для лиц, обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)

Application of tests to control professional knowledge and skills in the classroom for students with intellectual disabilities (mental retardation)

 

Автор: Дудникова Анна Николаевна

ГБПОУ "КТСТ", г. Красноярск, Россия.

e-mail: an.dudnickova2015@yandex.ru

Dudnikova Anna Nikolaevna

“KTST”, Krasnoyarsk, Russia.

e-mail: an.dudnickova2015@yandex.ru

 

Аннотация: Происходящая реформа образования требует  использования  принципиально новых  педагогических  технологий.  Успех  деятельности  в  условиях   рынка определяется  умением  принимать  нестандартные   решения,   решительностью, энергичностью, предприимчивостью.

Abstract: The ongoing education reform requires the use of fundamentally new pedagogical technologies. Success in the market is determined by the ability to make unconventional decisions, determination, energy, and enterprise.

Ключевые слова: контроль профессиональных знаний, лица с нарушением интеллекта.

Keywords: control of professional knowledge, persons with intellectual disabilities.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

Проверка знаний и умений обучающихся составляет важную часть учебного процесса, т.к. так как позволяет установить однозначную связь, между методами обучения и качеством усвоения пройденного материала, а, следовательно, и степенью подготовленности обучающихся к дальнейшему осмысленному изучению учебного материала. 

Проверка приобретённых знаний и умений является сложным процессом, и охарактеризовать это достаточно точно и полно одной лишь оценкой за выполненную работу, (оцениваемую лишь по конечному результату) вряд ли может служить объективной оценкой достижения учащегося к этому моменту времени. Решение данных задач вызывает необходимость поиска  средств  раскрытия индивидуальности личности.  Опыт  западной  системы  образования  заставляет обратиться   к   практике    тестирования,    которая    получила    широкое распространение в учебно-воспитательном процессе.

От традиционных оценок и контроля знаний  обучающихся, тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение  преподавателей, а на объективные эмпирические критерии.

Тест (от английского слова test - проверка,  задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний,  степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его  течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.

 Различают два метода контроля - субъективный и объективный.

Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и  оценку  знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора.

Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимости результатов.

Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить о качестве усвоения знаний.

Метод тестирования имеет многолетние корни. В современном образовании он является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений обучающихся. Ему посвящены многие работы исследователей. Данный метод активно используется и в практике педагогов, руководителей образовательных учреждений и системы образования. Однако его применение возможно лишь при условии освоения основных подходов к созданию измерительных материалов, их особенностей.

Часть авторов уже названием тестов определяет цель тестирования:

- тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения (В.П. Симонов);

- тест достижений – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися (А.Н. Майоров) ;

- тест успеваемости – это совокупность заданий, ориентированных на измерение степени уровня определенных аспектов содержания образования (Н.М. Розенберг).

Очевидно, что многообразие подходов к определению теста порождается многообразием существенных признаков педагогического теста, которые, прежде всего, зависят от цели создания теста и круга вопросов, решаемых с его помощью.

В школьной практике тесты начали применяться Ф. Галтоном в 1892 году. В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам – первыми стали применяться тесты для проверки правописания). Американец В.А. Макколл разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические (Intelligence Test). Макколл обосновал цель использования педагогических тестов – объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объёму материал с одинаковой скоростью. Однако основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк. Ему приписывают разработку первого педагогического теста. В 1904 году вышла его книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений». В 1915–1930 годы в Америке социальные измерения нашли особо широкое распространение, и этот период характеризуется как настоящий бум в развитии тестологии.

Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др.

Рассмотрение проблем тестирования в обучении приобретает особую важность в связи с коренными изменениями, продиктованными социальными условиями и быстрым темпом развития технологий, как в практике преподавания, так и в методической науке.

Мотивами, побуждающими использовать тестовую форму контроля знаний, умений и навыков на уроках технологии брошюровочно-переплётных процессов послужили следующие факторы:

Во-первых, тесты привлекают своей оперативностью. Используя их, можно быстро проверить и оценить уровень усвоения учебного материала. Это достигается в основном за счет включения в тесты проверочных заданий с выбором варианта ответа. Благодаря этому, контроль правильности выполнения заданий значительно упрощается и может быть выполнен в короткое время.

Во-вторых, в использовании тестов повышается объективность проверки и оценки знаний и умений обучаемых. Считается, что стандартная, во многом формализованная процедура проверки и оценки выполнения тестов не оставляет места для проявления субъективного подхода к контролю.

В-третьих, интерес к применению тестов в качестве средства оценки знаний возрос в последнее время еще и в связи с тем, что они рассматриваются как наиболее перспективные измерители уровня обученности обучающихся в условиях введения образовательных стандартов.

Все выше сказанное позволяет утверждать, что проблема разработки и использования тестовых заданий является актуальной на современном этапе развития методики обучения по дисциплине технология брошюровочно-переплётных процессов.

В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Мотивами, побуждающими использовать тестовый контроль на уроках технологии брошюровочно-переплётных процессов, послужили следующие факторы:

Во-первых, в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

• более рационально использовать время урока;
• охватить большой объем содержания;
• быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
• сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
• тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их;
• контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;
• тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками;
• правильно оформленный тест развивает добросовестность и аккуратность;
• использование тестов на уроках повышает интерес к предмету.

В процессе работы над этой темой я изучала и проработала много специальной литературы.

Практически на каждом уроке использую промежуточные тесты, применяю много тестовых заданий при актуализации знаний. Также считаю целесообразным применение тестов на этапе закрепления и при выполнении домашнего задания, где возможны элементы дифференциации. На контрольных уроках наряду с традиционными формами проверки знаний часто применяю тесты, которые разработала сама.

Опыт использования тестового контроля на уроках технологии брошюровочно-переплётных процессов. 

Тестирование на уроках позволяет оперативно и достаточно точно определить уровень знаний обучающихся, применяется с целью выявления конкретных пробелов в знаниях, а также помогает спланировать необходимую коррекционную работу, дает возможность прогнозировать дальнейших процесс обучения и его результаты.

На уроках технологии брошюровочно-перерплётных процессов тестовый контроль я использую для текущей, промежуточной и итоговой проверки знаний, умений. Как преподаватель спецдисциплин, придя на работу в техникум, я столкнулась с отсутствием готовых тестов. К решению о целесообразности применения контроля знаний в форме тестов я пришла уже в процессе преподавания, особенно когда столкнулась с нехваткой времени на уроке чтобы опросить всю группу. Затем интерес к проверке знаний в форме тестов у меня подогрелся, когда я столкнулась с преподаванием в группах с интеллектуальными нарушениями.

Должна заметить, что когда работаешь с группой обучающихся имеющих особые возможности здоровья, то это обязательно индивидуальный и дифференцированный подход как к обучению, так и к проверке знаний. К тому же на этапе итогового контроля, в форме устного экзамена, обучающиеся, имеющие ОВЗ, очень нервничали, в силу своего психического здоровья вплоть до истерик и эту задачу помогло решить итоговое тестирование. Выполняя тестовые задания, обучающиеся чувствуют себя намного комфортнее, нежели находясь один на один с комиссией.

Использование тестов на этапе промежуточного контроля знаний позволило избежать многих конфликтных ситуаций во время оценивания результатов. Например: я ответил на вопрос! Почему мне не «5»?  Некоторым обучающимся очень сложно объяснить, что его ответ был не полный.

Очень актуальны и удобны, оказались тесты в момент актуализации знаний на уроках технологии и позволяют за короткое время 10-15 мин заставить вспомнить информацию необходимую для дальнейшего изучения материала всех обучающихся. 

Тестовые задания закрытой формы (уровень сложности 1) – это задания на выбор правильного ответа (одного или нескольких) из предложенных вариантов.

Тестовые задания закрытой формы это основная масса тестовых заданий в промежуточном или итоговом тестировании. Причем такие тестовые задания могут быть как одновариантные (один правильный ответ) так и многовариантные (несколько правильных ответов). Тестовые задания должны быть корректными и рассчитанными на оценку уровня учебных достижений студентов по конкретной области знаний.  

Тестовые задания открытой формы (уровень сложности 2) – это задания на дополнение предложенного текста пропущенным словом или словосочетанием. Задания на дополнение предложенного текста пропущенным словом или словосочетанием – задания открытой формы. Это задания второго уровня сложности. Такие тестовые задания очень удобны для работы с текстом и для заучивания определений.

Тестовые задания на упорядочивание (уровень сложности 2)– это задания на систематизацию предложенных понятий по какому-либо принципу (в основном, хронологическому).

Последовательность устанавливаемых объектов должна быть однозначной, не рекомендуется составлять последовательность, требующую повторения одного из объектов.

Задания на последовательность действий очень удобны для расположения в правильной последовательности технологических операций изготовления изделий, а так же для понимания принципа работы машин.

Тестовые задания на установление соответствия (уровень сложности 3) – это задания на определение связей между объектами, входящими в разные группы.

Группы объектов, между которыми устанавливается соответствие, могут быть одинакового размера, но предпочтительнее, чтобы одна была больше другой (допускается одна лишняя позиция).

Если изученный материал содержал какие-либо классификации, то на этапе актуализации знаний использую задания на установление соответствия. Время выполнения задания стандартное — 5 минут.

Тестовые задания на соответствие – это задания первого, иногда второго уровня усвоения. Суть этих заданий заключается в следующем: надо установить соответствие между одним элементом из множества свойств, явлений, предметов, определений и т.д. и одним элементом другого множества. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для учащегося «установить соответствие». Здесь учитывается ассоциативная природа мышления человека. Такими заданиями лучше всего проводить текущий контроль знаний учащихся, а также занятия по самообучению.

Должна заметить, что положительный результат от использования тестов на уроках технологии брошюровочно-переплётных процессов как для групп с нарушением интеллекта (легкой умственной отсталостью) так и для обучающихся по основной программе.

Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по конкретной теме. Благодаря применению на уроках технологии тестового контроля знаний стало легче анализировать знания обучающихся и корректировать обучение. Появилась объективность в оценке знаний. Обучающиеся стали более дисциплинированы, т.к. благодаря тестам они знают, что спросят всех и не получится где-то в уголочке отмолчаться. 

Преимущества тестирования по сравнению с традиционными формами контроля:

· быстрое получение результатов испытания;

· объективность в оценке;

· конфиденциальность при анонимном тестировании;

· тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у учащихся.

Безусловно, тестирование не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы. Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае надобности, откорректировать те или иные элементы темы.

При тестовом контроле не возникает конфликтов между учителем и учеником, даже при плохом результате у учащегося сохраняется положительный психологический настрой на обучение. Тестовый контроль объективен и беспристрастен, и именно в таком контроле заинтересовано современное общество. Тестовый контроль позволяет установить уровень знаний каждого ученика, это способствует развитию чувства состязательности, здорового честолюбия, что необходимо специалисту в современных условиях.

У тестового контроля знаний, как и у других форм контроля, есть свои недостатки. Самым существенным недостатком тестового контроля на современном этапе является обилие несистематизированного и различного по качеству тестового материала. Существует устоявшийся стереотип о том, что тестами можно проверить лишь самый минимальный уровень усвоения учебного материала – уровень узнавания и простого воспроизведения. Однако измеряемый уровень знаний зависит от уровня сложности содержания контрольного задания, а не от его формы.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод: нет сомнения в том, что умение составлять грамотные тестовые задания и целые тесты необходимо каждому педагогу. Использование тестовых технологий при правильном понимании функций тестов, знание различных форм тестовых заданий и чёткое определение целей тестирования могут значительно расширить возможности учителя при планировании контроля знаний и умений учащихся, снять проблемы субъективности оценки, чётко определять дальнейшую коррекцию в пробелах знаний учащихся.

Особую актуальность для преподавателей приобретают программы для создания компьютерных тестов – тестовые оболочки. С помощью компьютера преподаватель может достаточно быстро построить систему контрольных или тестовых заданий. При этом значительно облегчается процесс обработки результатов и выставления оценок. Также использование компьютерного тестирования как формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено переносом акцента с карательной функции на информативную. Только в таком случае учащийся не будет бояться контроля, и изобретать способы получения повышенной оценки, а преподаватель сможет получать реальную картину знаний учащихся.

 

Список литературы:

1. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля. [Текст]:– М.: Исследовательский центр, 1999

2. Аванесов В.С. Определение педагогического теста. [Текст]// Управление школой. – 1999.  № 29

3. Беспалько В.П. Педагогический анализ некоторых популярных тестовых систем. [Текст] //Школьные технологии. – 2006. - №3

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст]: – М.: Педагогика, 1989.

5. Болотов В., Шаулин В., Шмелев А. Единый экзамен как средство повышения качества образования. [Текст] // Высшее образование сегодня. – 2009. № 5.

6. Волохова Е.А. Дидактика: конспект лекций. [Текст]: – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

7. Галеев И.Х. Адаптивное обучение и тестирование. [Текст]: Ростов–на–Дону: МарТ, 2002.

8. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. [Текст]: – М.: Педагогика, 1987.

9. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие [Текст]: – М.: ФОРУМ, 2005.

10. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. [Текст]: – М., 2003.