Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Современные педагогические технологии в преподавании академического вокала

Дата публикации: 2020-05-31 12:24:02
Статью разместил(а):
Аксёненко Юлия Анатольевна

Современные педагогические технологии в преподавании академического вокала

Modern educational technologies in teaching of academic vocal

 

Автор: Аксёненко Юлия Анатольевна

МБУДО «Детская школа искусств № 27», г. Новосибирск, Россия

email: yulia-la86@mail.ru

Aksyonenko Yuliya Anatol`evna

Сhildren's art school 27, Novosibirsk, Russia

email: yulia-la86@mail.ru

 

Аннотация: Представлены приёмы и методы работы с голосом. Основное внимание уделено работе с музыкальным материалом. Также приведены основные упражнения с голосом и определены их цели. Раскрыты понятия видов вокализации и предложены поэтапные планы работы над музыкальными произведениями. Работа представляет собой руководство для преподавателей и учащихся вокальных отделений.

Abstract: The techniques and methods of working on the voice are presented. The focus is on working with musical material. The main exercises for the voice are also given and their goals are defined. The concepts of vocalization types are disclosed and the phased plans for work with musical compositions are proposed. This paper is a guide for teachers and students of vocal departments.

Ключевые слова: работа с голосом, академический вокал, дополнительное образование, музыкальная школа.

Keywords: working on the voice, academic vocals, complementary education, music school.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

1. Введение.

У всех людей разные голоса и разные проблемы. Учитывая, что каждый учащийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая вокальными и физическими способностями, педагогика требует всестороннего изучения этих способностей и творческого подхода к методам их развития. Отсюда — разнообразие приёмов и методов обучения.

Существует три основных метода воздействия на голос ученика: наглядный метод (показ, подражание), словесный метод (объяснение), подбор музыкального материала (упражнений, вокализов, репертуара). Остановимся подробно на подборе музыкального материала. При выборе музыкального материала руководствуюсь принципом постепенности и последовательности во владении мастерством. В соответствии с этим принципом упражнения, вокализы и художественный материал следует усложнять постепенно. Важна систематическая последовательность в обучении: от простого к сложному, от знакомого к незнакомому, от медленного к быстрому. На распевках, в первую очередь, мы вырабатываем чистоту интонации, легато, добиваемся свободы гортани, выравниваем гласные, а затем присоединяем к ним согласные.

2. Упражнения для голоса.

  1. Упражнение с примарным тоном. Примарный тон — это наиболее легко берущийся тон, когда гортань находится в естественном свободном положении. Большинство людей на нем разговаривают. Упражнение заключается в том, что преподаватель играет определенную мелодическую конфигурацию в разных октавах, а ученик должен не потерять свой примарный тон. Это нужно, чтобы приучить гортань находиться в одном естественном свободном положении, чтобы она «не прыгала за высокими звуками». На уроках про гортань упоминать не стоит.

  2. Упражнение с закрытым ртом. На этом упражнении мы ищем резонансные вибрационные ощущения. Эти ощущения являются индикатором правильного пения. Резонансное пение — это пение с максимально возможным использованием певцом резонансных свойств голосового аппарата с целью получения максимального эффекта силы, полётности и эстетических качеств голоса при минимальных физических усилиях.

  3. Упражнения на выравнивание гласных. Мы учимся формировать гласные в единой вокальной позиции таким образом, чтобы звук попадал в резонаторы. Гласные следует выравнивать на упражнениях и вокализах приемом их смешивания. В упражнениях особое внимание уделяем мягкой атаке звука. Мягкая атака звука — это одномоментность смыкания и дыхания. Она обеспечивает интонационную точность, плавное начало звука (без толчка и придыхания), его наилучший тембр.

  4. Упражнения на стаккато в медленном темпе. Стаккато способствует формированию «купола», поскольку тренирует верхнее нёбо, а также позволяет поставить голос на дыхание, активно включая в работу диафрагму. Наша задача — сначала поставить звук на дыхание, а затем уже работать над подвижностью голоса и филировкой звука. Поставленный на дыхание звук является необходимым условием для достижения кантилены.

  5. Упражнение на эмоциональную окраску звука нужно петь с отношением, в разном эмоциональном состоянии, как например: Б53 – бодро, уверенно; Б64 – удивленно; М64 – грустно; Б53 – победно, торжественно. Это упражнение подходит не всем, потому что каждый обладает музыкальностью в разной степени.

  6. Упражнения с согласными. Когда гласные ровные, сформированы в единой вокальной позиции, то к ним можно присоединить согласные. При пении обычно тянутся именно гласные, а согласные произносятся быстро, от них как будто отталкиваются. Е.К. Иофель всегда любила повторять: «Не следует артикулировать губами! Звук, сформированный высоко позиционно всегда приводит к разборчивости слова!». А используя в распевках различные комбинации гласных и согласных звуков, мы работаем таким образом над дикцией и артикуляцией. Разборчивость слов играет большое значение в пении.

  7. Подвижные упражения. Пение упражнений в быстром темпе позволяет освободить голосовой аппарат, в частности, гортань, и таким образом улучшить качество тембра голоса. Под влиянием подвижных упражнений гортань становится более гибкой и эластичной. К наиболее частым недостаткам молодого голоса относят его скованность, затяжелённость звука, перегруженность дыханием. Упражнения в быстром темпе позволяют избавиться от этих недостатков. Это средство борьбы с форсировкой голоса. Быстрое движение не даёт возможности долго задерживаться на одном звуке, и певец, склонный к форсировке, не успевает развить на нём большую силу звука. В быстром движении вырабатывается качество физиологической инерции, что позволяет брать высокие ноты на короткое время, но в верной координации. Высокие ноты легче удаются, если сделать их проходящими. По инерции они получаются такими же, как остальные — более низкие, — и звучать одинаково ровно.

На распевках решаем проблему сглаживания регистров. Эта удаётся путём округления переходных нот, нахождения верной координации звукообразования, баланса грудного и головного резонирования и стабильного свободного положения гортани на всем диапазоне. Основные общие принципы работы над ровностью диапазона: правильное формирование голоса на центре и распространение этого звучания к краям диапазона, использование тёмных гласных («о», «у») при формировании верхних звуков. Ведётся работа также на распевках по постепенному расширению диапазона голоса. Здесь используются подвижные распевки и построение интервалов наверх.

3. Работа с вокализами.

Перед тем, как браться за произведения, поём вокализы, а также вокализируем мелодии произведений. Это позволяет решить многие проблемы с голосом. На вокализах мы добиваемся кантилены, затем работаем над подвижностью голоса, учимся филировать звук, осваиваем виды вокализации.

Кантилена – основной вид голосоведения. Это не просто плавное связное пение, это тембрально льющийся звук с ровным устойчивым вибрато. Три условия кантилены: развитое дыхание, умение петь legato, единая вокальная позиция.

Беглость – умение петь в быстром темпе, колоратурная техника. Подвижность можно развить у каждого голоса, но это природное качество. Подвижные вокализы полезно пропевать в медленном темпе, постепенно его ускоряя, с дублированием мелодии. Стоит уделять особое внимание качеству тембра голоса. Пассажи можно пропевать на стаккато.

Филировка звука – умение менять силу звука (петь крещендо и диминуэндо). В начале надо овладеть верной певческой координацией, свободным и естественным звучанием. Затем можно тренироваться филировать средние тона диапазона. При движении от форте к пиано звук должен быть хорошо атакован, собран, опёрт. Надо сохранять при этом устойчивое вибрато. При движении от пиано к форте звук не стоит доводить до большой громкости.

Стаккато: ноты разделены паузами, ударяя на них резко и внезапно, останавливается движение голосом.

Трель – один из сложных видов техники беглости, чередование двух звуков в интервале секунды. Трель выполняется колебанием всей гортани. Трель вырабатывает свободу и гибкость гортани, помогает достичь естественного яркого звучания. Упражнения, подготавливающие к трели, строятся на чередовании двух звуков и на форшлагах.

Портаменто – скольжение звука по всей гамме промежуточных тонов.

Глиссандо – скольжение звуков по полутонам.

4. Работа над произведениями русских, зарубежных и современных композиторов

При выборе репертуара следует учитывать скачки, тесситуру, степень эмоциональной насыщенности, соответствие типу голоса. Приведём план технической работы над произведением:

  1. Пение с закрытым ртом (поиск резонансных ощущений).

  2. Пение на стаккато.

  3. Продувание, пение на «р».

  4. Пропевание на гласные звуки (округление звука).

  5. Работа над текстом (произношение, работа с гласными и согласными звуками, распределение дыхания, логическое построение фразы).

Когда поём произведение с закрытым ртом, можем почувствовать резонансные ощущения. Например, это может быть вибрация в переносице. Вообще, эти ощущения индивидуальны. Затем продуваем звук своим дыханием, поём на «р». При этом необходимо вести дыхание в конец фразы, тянуть концы фраз. Благодаря этому приёму достигается плавное голосоведение. В произведении очень важно правильно распределить дыхание. Далее поём на стаккато на слог «до» для того, чтобы каждый звук округлить и поставить на дыхание. При этом в работу включаются верхнее нёбо («купол») и диафрагма. Полезно пропевать произведения на гласные звуки: «и», «у», «о».

Необходимо учиться формировать звук на зевке таким образом, чтобы он попадал в резонаторы. Все гласные должны резонировать в одном и том же месте. Даже в больном состоянии можно продолжать работать над дыханием («продувать» произведения), работать над текстом. Каким образом ведётся работа над текстом? Полезно проговаривать текст примарным тоном в высокой позиции, на «куполе». Звук, сформированный высоко позиционно, всегда приводит к разборчивости слова. Работа с гласными и согласными звуками заключается в том, что гласные звуки можно редуцировать, округляя, а согласные звуки — переносить по слогам. В пении тянутся именно гласные звуки, а согласные произносятся коротко, от них как будто отталкиваются.

В тексте можно выделять главные по смыслу слова, как учила Е.К. Иофель. Она рекомендовала сначала познакомиться с произведением в целом, прослушать его и проиграть на инструменте, почитать о нём, об истории создания, о композиторе, а затем разучивать по фразам, досконально изучая музыкальный текст, разобрать произведение по форме.

Можно использовать в работе над произведением метод сравнительного анализа. Полезно записывать своё исполнение и сравнивать его с исполнением известных певцов. Особое внимание стоит уделять качеству тембра голоса и разборчивости слов.

Необходимо работать в художественном плане над произведением, осмысливая музыку и текст. Приведём план художественной работы над произведением:

  1. Первое впечатление от прослушивания произведения, отношение к музыке.

  2. Форма произведения.

  3. Композиторский замысел (о чем говорит музыка?).

  4. Смысл художественного текста.

  5. Образ героя (костюм, грим, причёска, походка, жесты).

  6. Мимика.

  7. Оттенки тембра.

Мысленная работа над произведениями заключается в визуализации своего выступления в совокупности с методом внутреннего интонирования. Этапы мысленной и психологической работы над произведением:

  1. Представление музыкальных образов. Эмоции непостоянны, а образы стабильны.

  2. Представление произведения в исполнении любимого певца.

  3. Представление нотного текста.

  4. Представление своего выступления на сцене.

Работа с нотами, осмысление музыкального и художественного текста, многочисленные репетиции, мысленная тренировка — всё это, безусловно, поможет сосредоточиться на своих произведениях во время выступления, позволит достойно выглядеть на сцене, эмоционально и выразительно преподнести исполняемый репертуар.

 

Список литературы:

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1996.

2. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2008.

3. Иофель Е.К. Из опыта работы со студентами-вокалистами, не имеющими при поступлении в ВУЗ специальной вокальной подготовки. Красноярск, 1989.

4. Варламов А.Е. Школа пения. – М.: Музыка, 1968.

5. Котова Р.В. Исполнительская культура и формирование молодого певца-артиста. – М.: Готика, 2006.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN