Понятие педагогического проектирования
Понятие педагогического проектирования
The concept of pedagogical design
Автор: Гордеева Элеонора Викторовна
ГБОУ "Школа № 465", Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: eleonora.slavianka@mail.ru
Gordeeva Eleonora Viktorovna
School № 465, Saint Petersburg, Russia.
e-mail: eleonora.slavianka@mail.ru
Аннотация: Термин «проектирование» происходит от латинского “proyectus”, означающего «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем. Сущность проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.
Annotation: The term "design" comes from the Latin "proyectus", meaning "thrown forward" - it is the creation of a model, an image of the desired state of an object or process in the future. The essence of design is to construct the desired States of the future.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, педагогическая субъектность.
Keywords: pedagogical design, pedagogical subjectivity.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Термин «проектирование» происходит от латинского “proyectus”, означающего «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем. Тезаурус Юнеско-МБЛ определяет проектирование как "деятельность, под которой понимается, в предельно сжатой характеристике, промысливание того, что должно быть". Сущность проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности. Проект направлен на достижение социально и/или личностно значимой цели и ориентирован на использование в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов.
В проектировании сочетаются элементы творческого отражения и конструирования действительности с алгоритмом этапов – шагов проектирования. В проекте проявляется наше представление о реальности, а также стремление к ее усовершенствованию, представление о желаемом и должном состоянии реального мира. Проектная деятельность человека обусловлена его способностью строить в своем сознании, придумывать идеальные модели, лишь частично отражающие действительность, а частично отражающие субъективный мир человека, его ценности и цели.
Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.
Педагогическое проектирование предполагает возможность изменения, развития участка педагогической практики как результат реализации проекта. Классик философии образования Г.П. Щедровицкий выделил два вида полярных стратегий в педагогическом проектировании:
а) средовая адаптация, приспособление к социальным условиям жизни,
б) преобразование среды в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями.
В рамках первой из упомянутых стратегий педагогический процесс модернизируется под конкретный социальный или государственный заказ, реализуется запрос соответствующих государственных структур или социальных групп. К основным направлениям такого рода проектов можно отнести: изменения в области управления и финансирования системы образования, структурные преобразования (возраст учащихся, сроки обучения), изменение учебных планов и программ, форм контроля качества знаний.
В рамках второй стратегии проектирования субъектом проектной деятельности становится круг лиц, заинтересованный в появлении новых видов образовательной деятельности (учащиеся, их родители и учителя), в данном случае проект представляет собой творческую инициативу участников образовательного процесса. Такое понимание проектирования легло в основу деятельности Совета по федеральным экспериментальным площадкам и отразилось в соответствующих нормативных документах: "Под культурно-образовательной инициативой понимается деятельность образовательного учреждения или органа управления образованием, направленная на развитие средствами образования социокультурной среды и учитывающая историко-педагогический опыт и современное состояние теории и практики образования, порождающая новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления" (Положение о ФЭП МО РФ).
Назначение педагогического проекта – изменение педагогической практики, в этом смысле проектная деятельность в образовании - это сознательное конструирование и внедрение в жизнь педагогических новшеств, инноваций. Педагогическое проектирование является осознанным и целенаправленным процессом построения модели развития образования, а педагогические инновации – продукт реализации предложенной идеальной модели. В документах международной организации по делам образования ЮНЕСКО OECD\CERI инновация определяется как “попытка изменить систему образования, осуществляемая сознательно и намеренно, с целью совершенствования этой системы”. Тезаурус под редакцией Н.Б. Крыловой определяет инновации как “существенный элемент развития образования. Инновации – это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования”.
Таким образом, исследователи понимают под педагогической инновацией качественное или количественное изменение педагогической системы, направленное на совершенствование существующей педагогической практики.
Как уже отмечалось выше, в качестве субъекта педагогического проектирования выступают учителя, ученики и их родители, а также – как полисубъект – ученический и педагогический коллективы. Понятие «субъектность» включает в себя способность человека выступать в качестве активного творца, проектировщика и созидателя новой реальности. Педагогическая субъектность связана с жизненными установками и концепциями людей, их отношением к жизни. В этом смысле участие в проектировочной деятельности дает человеку необходимый опыт активно-преобразовательного отношения к жизни, способствует формированию позитивной «я-концепции» и восприятию другого человека как со-творца нового.
Можно выделить три основные жизненные концепции по отношению к нововведениям:
1) активно защищать традиции и сопротивляться инновациям, экспериментальные исследования говорят о наличии этой позиции в среде учителей в процентном отношении к другим группам от 34% до 50%;
2) активно поддерживать инновации, изменять мир и изменяться самим, экспериментальные исследования говорят о наличии этой позиции в среде учителей в процентном отношении к другим группам от 12% до 25%;
3) пассивно относящиеся к инновациям, поддерживающие или сопротивляющиеся новшествам в зависимости от обстоятельств, экспериментальные исследования говорят о наличии этой позиции в среде учителей в процентном отношении к другим группам от 30% до 45%.
Таким образом, с одной стороны, субъектная позиция участника образовательного процесса является непременным условием рождения и развития педагогического проекта, с другой стороны, ситуация педагогического проектирования, формирующая соответствующую рефлексивно-инновационную среду в пространстве школы, является фактором становления и развития субъектности педагога.
"Проектируя образование, т.е. выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми" (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).