Результаты исследовательской работы по теме "Патриотизм и современная молодежь"
Результаты исследовательской работы по теме "Патриотизм и современная молодежь"
Results of research on "Patriotism and Modern Youth"
Автор: Воробьева Татьяна Алексеевна
ГАПОУ РХ «Саяногорский политехнический техникум», Республика Хакасия, Россия.
e-mail: 3tamali0829@mail.ru
Vorobeva Tatiana Alexeevna
Sayanogorsk Polytechnic College, Khakassia, Russia.
e-mail: 3tamali0829@mail.ru
Аннотация: Всесторонний анализ проблемы понимания, наличия и проявления патриотизма среди современной молодежи.
Abstract: A comprehensive analysis of the problems of understanding, presence and manifestation of patriotism among modern youth.
Ключевые слова: патриотизм, молодежь, государство.
Keywords: patriotism, youth, state.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Одна из актуальнейших проблем российского общества, стоящая на повестке дня, достойное воспитание подрастающего поколения. Проблема воспитания современной молодежи традиционно возлагается на семью, школу и государство. В связи с этим одним из приоритетных общегосударственных направлений воспитания учащийся и рабочей молодежи является – воспитание патриотизма.
Воспитание патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность всех уровней системы образования по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитание патриотизма направлено на развитие личности, обладающего качествами настоящего гражданина, занимающего активную позицию.
В исследовательской работе отражено одно из направлений деятельности волонтерского движения нашего техникума и города, проявление патриотизма в молодежной среде.
Цель исследования – всесторонний анализ проблемы понимания, наличия и проявления патриотизма среди современной молодежи.
Основными вопросами исследования стали: что такое патриотизм для молодых? Нужно ли чувство патриотизма молодым? Как можно привить и развить это чувство?
Именно с этой целью проведено анкетирование среди студентов первого курса техникума.
Вопросы анкетирования разделены на три блока. Теоретический блок, подготовительный, в котором выяснялось: как понимают респонденты значение патриотизма, кого могут назвать патриотом своей страны.
Второй блок вопросов анкеты сформулирован с целью выяснения личного понимания патриотизма и обоснование этого чувства.
Третий блок вопросов анкеты имеет практическое значение: проявление патриотизма в жизни сокурсников.
Опрос проводился в течение одной рабочей недели, в котором учувствовало 77 респондентов. Результаты опроса показали, что половина анкетируемых однозначно считает: «Страну, в которой живешь нужно любить, уважать ее традиции, культуру и устои». Однако, есть и те, кто не видит смысла в патриотизме, считают, что это личный выбор каждого.
Дальнейший опрос показал и то, что многие респонденты не понимают настоящего смысла патриотизма. Да, к стране, в которой живешь, нужно относиться уважительно, помогать ей, но только в том случае, если сама страна дает что-либо в ответ. Получается, что понятие бескорыстной любви к родине не понимается. Могут ли тогда нынешние молодые назвать тех исторических деятелей, которые оставили заметный след в истории нашего государства, служа ему именно бескорыстно, с чувством глубокой любви и преданности? Да, таких исторических личностей было названо множество: и Петр Первый, и Кутузов, русские писатели, и даже прозвучали имена Ленина и Сталина, чья любовь к родине под большим вопросом, зная плачевные результаты их деяний.
Противоречивость ответов первого блока анкеты показала, что устойчивого отношения к понятию патриотизма нет. Многие не понимают или искажают само понятие патриотизм. Хотя, прежде всего это означает бескорыстную любовь к родине.
Нынешняя молодежь смысл патриотизма видит в уважительном отношении к родине, но как это показать затрудняются ответить. Нашлись и те, кто думает, что патриотизм, это пустой звук и такого чувства в современном мире вообще не существует, а некоторые совсем не знают, что это такое! При этом патриотами себя твердо называют половина опрошенных и треть так же твердо говорят «нет»! Подобные цифры настораживают, заставляя задуматься о проблеме воспитания, проявления патриотизма в среде молодежи.
Одной из главных проблем воспитания сегодняшней молодежи является корыстный, «коммерческий», подход во всем. Не исключением становятся в глазах молодых и отношения с государством. Анализ анкетирования это подтверждает: практически все респонденты не говорят о бескорыстном отношении к своей родине. Она, как считает большинство, вправе рассчитывать на помощь со стороны каждого, если сама дает что-либо в ответ. Да, никто не спорит, что государство многое обязано по отношению к своим гражданам, но относится ли это к чувству патриотизма? Думаю, нет.
Однако радует тот факт, что большинство анкетируемых хотят стать настоящими патриотами своей страны. Можно сделать вывод, что быть патриотом в молодежной среде считается хорошим тоном, но есть и те, которые не желают любить свою страну. Основа этой проблемы, судя по обработке анкетных данных, лежит в неправильном понимании патриотизма, в корысти и социальной незрелости. Этот факт подтверждается и тем, что некоторые просто не знают, хотят ли они стать настоящими патриотами.
Кто и что может помочь воспитать в молодых настоящее чувство любви к родине? Кто может стать в этом их нравственным ориентиром, примером для подражания? Представители молодого поколения рассуждают, что патриотом поможет стать, прежде всего, самовоспитание. Человек должен сам осознать свою принадлежность к стране, где он живет, и никто не может заставить любить свою родину. А направить, помочь в воспитании патриотизма может: армия, ветераны, семья, друзья, углубленное изучение истории своей страны, различные мероприятия на эту тему, и не показалось странным, президент страны, как нравственный ориентир.
В заключение напрашиваются следующие выводы. Уровень патриотического настроя среди молодежи недостаточно высок. Настоящее понятие патриотизма – бескорыстная любовь к родине - подменяется современным «должны, прежде всего, мне». Но, тем не менее, современное молодое поколение благодатная почва для воспитания патриотизма. Это подтвердилось в ходе анкетирования. Сами анкетируемые с удовольствием принимали бы участия в мероприятиях, связанных с патриотизмом, в различных встречах с ветеранами, другими интересными людьми, принимали участие в исследовательских работах. И задача семьи, школы и всего общества в целом, активно этому способствовать!