Как изучать геометрию наглядно
Как изучать геометрию наглядно
How to study geometry visually
Автор: Савельева Диана Григорьевна
МАОУ "СОШ № 4", г. Алапаевск, Свердловская область, Россия.
email: diana.saveleva.67@mail.ru
Saveleva Diana Grigorievna
School № 4, Alapaevsk, Sverdlovsk region, Russia.
email: diana.saveleva.67@mail.ru
Аннотация: В статье представлены некоторые подходы к преподаванию геометрии в новых условиях системы образования, основанные на личном опыте.
Abstract: The article presents some approaches to teaching geometry in the new conditions of the educational system based on personal experience.
Ключевые слова: модели, чертежи, геометрия.
Keywords: models, drawings, geometry.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
«Скажи мне, я забуду
Покажи мне, и, может, я буду помнить
Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда».
(Китайская пословица)
Рисунки, схемы, чертежи помогают в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач.
Наглядность и практичность являются необходимыми условиями успешного обучения геометрии. Хорошо построенный и осмысленный чертеж – это практически решенная задача.
Как научить строить чертежи?
1) Начинаем с «театра теней» – проекции фигур на плоскость. Отмечаем искажение формы (можно поговорить о сечениях) и переходим к необходимости выделения равных элементов одинаковыми символами (лучше цветом).
2) Затем «двигаем точки». Изменяем форму модели и корректируем условия задач, создавая классы задач сходных по методам решения. Здесь можно использовать шарнирные модели, создавать модели из пластилина, спиц, нитей и других материалов. Зарисовываем модели максимально наглядно. На данном этапе можно использовать современные программы, но лучше «ручками, ручками», тогда при необходимости любое подручное средство: ручка, карандаш, согнутый лист бумаги послужит наглядностью.
3) И наконец, достраиваем до фигур, комбинаций фигур (треугольники + окружности, проведение параллельных прямых, удвоение медиан и т.д.) чтобы использовать новый класс свойств для решения задач.
4) При изучении стереометрии в отличии от планиметрии плоский рисунок далеко не всегда дает учащимся полное представление об изучаемом геометрическом теле. Плоский рисунок – это вторая ступень наглядности, а начинать необходимо с моделирования. И снова «лепим и пилим» из пластилина, строим из спиц и «рисуем цветом». «Двигаем точки», рассматриваем след секущих из прямых и плоскостей. Разворачиваем модели так, чтобы чертежи получились наиболее наглядными.
5) Далее графические работы, лабораторные работы, тренажеры на построение сечений или творческие задания на создание цикла задач – кому что ближе.
Пространственное видение развито далеко не у всех детей, а вот если поработать ручками, покрутить, повертеть, то мыслительный процесс сдвигается с мертвой точки. Время занятий используется наиболее эффективно, а учитель имеет возможность обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.
Чертеж – это не только геометрия, это наглядно представленная задача (текстовая, экономическая, параметры, функция …), видение задачи и математичкой модели, стоящей за ней.