Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Профессиональное становление будущих психологов

Дата публикации: 2020-07-24 08:29:01
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Профессиональное становление будущих психологов

Professional development of future psychologists

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается процесс развития личности, ее профессионально-значимых качеств, начиная с формирования профессиональных намерений, положительного отношения к выбранной профессии, интеграции в профессию, до полной реализации себя в профессиональной деятельности и сформированности профессиональной позиции.

Abstract: The article discusses the process of personality development, its professionally significant qualities, starting with the formation of professional intentions, a positive attitude towards the chosen profession, integration into the profession, to the full realization of oneself in professional activity and the formation of a professional position.

Ключевые слова: профессионал, психология, психолог, становление, ВУЗ.

Keywords: professional, psychology, psychologist, formation, university.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Кардинальные изменения, происходящие в системе образования Российской Федерации, обусловленные процессами демократизации, гуманизации, интеграции в обществе, подтверждают ценность человеческого капитала. Ключевой вектор системы образования ориентирован сегодня на ценности личностного развития с целью создания условий для максимальной самореализации будущих специалистов. В современном обществе тесно интегрируются личностное и профессиональное, поскольку профессиональная деятельность образует основную форму активности человека. Изменение условий жизни и принципов организации жизнедеятельности непосредственно связано с успешной творческой самореализацией личности. Особую актуальность проблема личностной зрелости, ее становления приобретает в сфере высшего образования и в дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с этим усиливается внимание к проблеме профессионально-личностного становления будущих специалистов, что нашло отражение в нормативно-законодательной базе.

Ключевое значение для нашего исследования имеет положение Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., признающее образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности будущих специалистов, совершенствованию системы подготовки кадров.

На сегодняшний день проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение, поскольку современное общество предъявляет к выпускнику вуза особые требования. Изменения социально-экономических ориентиров в обществе выдвинули новые профессиональные и культурные требования к личности специалиста; увеличение количества незанятого населения привело к необходимости создания эффективной системы обучения, которая бы обеспечивала непрерывность образования в период активной жизни человека.

Особую актуальность проблема профессионально-личностного становления приобретает в процессе профессиональной подготовки будущих психологов, поскольку сфера их профессиональной деятельности непосредственно ориентирована на личность, что повышает необходимость самопознания и самосовершенствования.

Решению задачи профессионально-личностного становления будущих психологов наиболее эффективно способствует педагогическое сопровождение данного процесса. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущих психологов представляет собой систему средств, направленных на создание оптимальных условий для детерминации этого процесса, принятия оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора, успешного профессионально-личностного становления, актуализации совокупности личностно-значимых качеств; комплексное обеспечение физической, душевной и социальной адаптации к изменениям в окружающей действительности, вооружение их ресурсами для самостоятельного противодействия негативным влияниям среды, самостоятельного преодоления трудностей в личностно-профессиональном становлении; что обуславливает активизацию процессов самосознания: самопознания, самооценки, самоанализа, самоопределения и саморазвития [1].

Вопрос профессиональной подготовки кадров приобрел статус важнейшей проблемы современного образования, что подтверждается интересом ученых к исследованию этой проблематики (Ф.Н. Алипханова, А.Г. Асмолов, А.В. Глузман, Э.Ф. Зеер, Ф.Х. Киргуева, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) [2].

В современном мире происходит трансформация ряда профессий, сокращается продолжительность их существования, подвижны границы самих профессий, характерны существенные изменения содержания труда, что обусловливает необходимость обновления знаний и навыков.

Таким образом, профессиональное становление будущих психологов – процесс развития личности, ее профессионально-значимых качеств, начиная с формирования профессиональных намерений, положительного отношения к выбранной профессии, интеграции в профессию, до полной реализации себя в профессиональной деятельности и сформированности профессиональной позиции.

 

Список литературы: 

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – С. 127. 

2. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2018. – С. 83.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN