Активность как основа становления личностной организации учителя
Активность как основа становления личностной организации учителя
Activity as the basis for the formation of a teacher's personal organization
Автор: Краснова Ольга Александровна
МБОУ «Лицей им. В.В. Карпова», с. Осиново, Россия
e-mail: kalexandra00@yandex.ru
Krasnova Olga Aleksandrovna
Lyceum named After V.V. Karpov, Osinovo village, Russia.
e-mail: kalexandra00@yandex.ru
Аннотация: Личность педагога является решающем фактором в педагогическом труде. Если педагогическая деятельность характеризует процесс, приемы и технологии в труде педагога, педагогическое общение отражает климат и атмосферу этого труда, то личность педагога определяет смысл, направленность, идеалы, духовное содержание этого труда.
Abstract: the Personality of a teacher is a decisive factor in pedagogical work. If pedagogical activity characterizes the process, techniques and technologies in the work of a teacher, pedagogical communication reflects the climate and atmosphere of this work, then the personality of the teacher determines the meaning, direction, ideals, and spiritual content of this work.
Ключевые слова: мастерство учителя, личность учителя.
Keywords: teacher's skills, teacher's personality.
Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
Введение.
В историко-педагогических исследованиях достаточно глубоко изучены вопросы, связанные с социальной ролью педагогической профессии, с профессиональными качествами педагога, с творческими, коммуникационными и иными аспектами его труда, с уровнем и качеством реализации учителем основных задач учебно-воспитательного процесса, с условиями развития индивидуальности педагога, с оценкой эффективности его труда и т.д.
Учительная тема может быть безо всякой натяжки отнесена к проблемам вечным. Воистину, сколько жило и еще будет жить человечество, столько и будет жить понятие «учитель». Самое простое его определение – это человек, который наставляет, обучает, передает знание, умение свое другому. В образе учителя всегда аккумулировался нравственно-этический идеал эпохи, национальные, религиозные и культурные традиции, которые должны быть переданы последующим поколениям. Педагог являет собой живую связь эпох, физическую, духовную, этическую, оказывается передатчиком информации во всем ее многообразии, говоря языком современной компьютерной цивилизации.
Личность педагога представляет собой совокупность его психических качеств (ценностных ориентаций, мотивации, способностей и др.), существенно влияющих на выбор педагогом целей, задач, средств и способов педагогической деятельности и педагогического общения. Личность педагога является решающем фактором в педагогическом труде. Если педагогическая деятельность характеризует процесс, приемы и технологии в труде педагога, педагогическое общение отражает климат и атмосферу этого труда, то личность педагога определяет смысл, направленность, идеалы, духовное содержание этого труда.
От личности педагога, его стремлении к самосовершенствованию, активности зависит и сам образовательный процесс и активность самих учащихся.
Объект проекта: личностная организация учителя.
Предмет проекта: активность как основа становления личностной организации учителя.
Цель проекта: исследовать активность как основу становления личностной организации учителя.
Задачи проекта:
- проанализировать педагогические способности и мастерство учителя;
- исследовать активность как основа становления личностной организации учителя.
1. Педагогические способности и мастерство учителя.
Многие авторы определяют педагогическую деятельность педагога как воспитывающее и обучающее воздействие педагога на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования [8].
Труд педагога является успешным, если гармонично сочетаются такие его стороны, как владение педагогической деятельностью и общением и зрелость его личности. Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, использующая систему педагогических задач, педагогических приемов и технологий для осуществления обучения, развития, воспитания учащихся.
Решающее значение для личности педагога имеет группа профессионально важных качеств личности, влияющих на направленность личности, т.е. мотивацию поведения человека (ценностные ориентации, идеалы, установки, мотивы, цели смысла и др.) и определяющих профессиональный менталитет: ради чего трудится педагог, что составляет смысл его труда, в чем он видит предназначение и миссию труда педагога. Виды направленности личности педагога (социально-гражданская, познавательная, профессионально-педагогическая) детерминируют его поведение в целом.
Педагогическая направленность - это мотивация профессии собственно педагога, стремление стать, быть и оставаться педагогом. На определенном этапе профессионального развития особое значение приобретает мотивация педагогического мастерства и творчества, означающая направленность педагога на переход к более высокому уровню педагогического труда. Главным в педагогической направленности является не просто любовь к детям, а ориентация на развитие личности учащегося как взрослеющего человека. Наличие устойчивой педагогической направленности и мотивации определяет развитие всех других качеств личности педагога.
Существенное влияние на педагогический труд оказывают качества, образующие волевую и эмоциональную сферу личности. К ним относятся:
- педагогическое целеполагание - планирование педагогом своего труда и профессиональной жизни в целом, постановка реалистических ближайших и отдаленных целей, выработка тактических и оперативных целей труда с учетом стратегических и глобальных целей образования, принятых в данном обществе, что требует особых качеств ответственности, организованности;
- педагогическая эмпатия, т.е. сопереживание другим участникам педагогического процесса;
- педагогический такт как чувство разумной меры при соотнесении педагогических задач, условий и особенностей учащихся;
- эмоциональная выдержка, самообладание, преобладание в поведении и профессиональной деятельности положительных эмоций;
- доверие к возможностям другого человека и педагогический оптимизм, подход ко всем учащимся с оптимистической надеждой и доверием [7].
Значимой для педагогического труда является также группа качеств личности, из которых складывается интеллектуальный ресурс педагога (способности, включающие мышление, память, внимание и др.).
Разные авторы (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Крутецкий и др.) описали различные компоненты педагогических способностей (дидактический, гностический, академический, экспрессивный, конструктивный и др.), а также специальные педагогические способности (математические, лингвистические и т.д.).
Значимым, профессионально важным качеством личности педагога является педагогическое мышление, состоящее в способности к анализу всегда внешне скрытых свойств педагогической ситуации, принятию адекватного для ситуации педагогического решения.
Выделяют теоретическое педагогическое мышление - способность мыслить обобщенными педагогическими категориями и принципами — и практическое педагогическое мышление как способность охватить в целом конкретную педагогическую ситуацию во взаимосвязи ее признаков, в том числе диагностическое педагогическое мышление как способность педагога увидеть различные психологические характеристики учащегося при его изучении в их сложном и динамичном соотношении.
Признаками нового педагогического мышления называют открытость педагога к нововведениям, ориентацию на развитие личности учащихся средствами всех и разных учебных предметов, интерес к развивающему и личностно-направленному обучению.
Педагогическое мышление невозможно без педагогического предвидения, прогнозирования - способности предвосхищать поведение учащихся в ходе педагогической ситуации, предусматривать возможные реакции учащихся и свои возможные затруднения [9].
Иной формой педагогического мышления принято считать педагогическую импровизацию - нахождение неожиданного педагогического решения (под влиянием внешних факторов, вопросов учащихся или внутренних причин) и его сиюминутное воплощение. Педагогическая импровизация необходима педагогу вследствие большой изменчивости, подвижности, порой непредсказуемости живого педагогического процесса.
С педагогическим мышлением тесно связано и такое профессиональное качество педагога, как профессиональное педагогическое самосознание - способность осознать как можно большее число качеств (позитивных и негативных) у себя как профессионала, способность построить Я-концепцию себя как профессионала. Это качество в свою очередь опирается на педагогическую рефлексию - обращенность сознания педагога на самого себя и понимание того, как педагог воспринимается другими участниками педагогического процесса, психолого-педагогический самоанализ способов и результатов своих воздействий на учащихся, на самого себя.
На основе направленности личности педагога, педагогических способностей закладывается готовность и способность к педагогическому мастерству, состоящему в выполнении педагогом своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, выверенных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Педагогическое мастерство - это хорошее овладение основами и нормативами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов и технологий. Мастерство проявляется в хорошем знании учебного предмета, достижении стабильных высоких результатов в обученность учащихся.
Более сложное личностное качество - готовность и способность к педагогическому творчеству - реализуется в поиске и нахождении нового при постановке педагогических задач, в построении приемов и технологий, достижении нестандартных результатов. Педагогическое творчество, подразумевающее субъективную новизну открытий, присутствует повседневно у каждого педагога, когда ему необходимо находить нестандартные подходы к учащимся в неповторяющихся педагогических ситуациях, при этом эти подходы являются новыми для педагога, но они известны в педагогической практике. Педагогическое творчество, включающее объективную новизну и нахождение принципиально новых и неизвестных ранее в педагогике подходов, осуществляет не каждый педагог (подобно тому, как не всякий инженер является рационализатором). Педагогическое творчество, приближающееся к новаторству, может касаться отдельных методических приемов, а также приводить иногда к построению глобально новых систем обучения и воспитания.
Развитие педагогом своей личности требует знаний об эталонных качествах современного учителя, умений осознавать индивидуальные особенности профессионального развития, укреплять свои сильные стороны, устранять или сглаживать слабые, использовать компенсаторные звенья собственных способностей, быть открытым к поиску в педагогическом творчестве. Всякий педагог, приложив усилия, может достичь педагогического мастерства. Каждый педагог может поставить перед собой задачу перехода к педагогическому творчеству, для чего необходимо развивать способности находить альтернативы и гибкие варианты решения педагогических задач, видеть общее за частным, мыслить в условиях неопределенности и т.д.
Важным компонентом личности педагога является его профессиональный опыт, включающий освоенные профессиональные знания и умения, сложившиеся профессиональные ценностные и личностные ориентации, накопленные способы техники и технологии труда.
Педагогическая деятельность для своего осуществления требует от педагога знаний и умений. Необходимыми являются знания в области педагогики (знания о целостном педагогическом процессе, содержании преподаваемого учебного предмета и методах его преподнесения, о передовом педагогическом опыте), в области психологии (знания о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, показателях и приемах развивающего и личностно-ориентированного обучения, о методах психолого-педагогического изучения учащихся и т.д.).
2. Условия развития активности как основа становления личностной организации учителя.
Для успешной педагогической деятельности важны умения анализировать педагогическую ситуацию, ставить адекватные педагогические задачи, владеть современными педагогическими технологиями, обновлять содержание учебного предмета, изучать изменения в психике учащихся в процессе усвоения учебного материала, осуществлять на практике развивающее и личностно-ориентированное обучение, строить педагогические воздействия с учетом зоны ближайшего развития личности учащихся, а также навыки педагогического самоанализа для сопоставления поставленных педагогических задач и достигнутых результатов обученности и воспитанности учащихся. Особое значение придается умениям педагога строить, отбирать и применять педагогические технологии как совокупность педагогических приемов, направленных на достижение четко диагностируемой цели в психическом, личностном развитии учащихся [3].
Профессионализм педагога может находиться на разных уровнях. Уровни профессионализма педагога могут быть рассмотрены как этапы его профессионализации:
- освоение педагогической профессии, норм и менталитетов, требований профессии к задачам, способам, средствам, результатам педагогического труда, осуществляемое в педвузе, педколледже;
- адаптация к профессии; начало практической работы в системе образования;
- педагогическое мастерство, выполнение на хорошем уровне высоких образцов и эталонов педагогического труда, описанных в разработках и рекомендациях;
- педагогическое творчество как вариативное использование в своем опыте известных накопленных в профессии задач, методов, приемов педагогического труда и новых комбинаций из них;
- педагогическое новаторство как нахождение принципиально новых задач, методов, приемов педагогического труда, участие в исследованиях и экспериментах, обогащение опыта профессии своим творческим вкладом;
- высокорезультативный труд педагога, выражающийся в достижении социально значимых показателей в развивающем и личностно-ориентированном обучении;
- самоактуализация в профессии, осознание возможностей развития своей личности средствами педагогической профессии, анализ индивидуального стиля в педагогическом труде, укрепление собственных позитивных качеств и сглаживание негативных, усиление самобытности;
- профессиональная обучаемость как постоянная открытость современным требованиям профессии и общества, опыту коллег, стремление педагога к расширению зоны своего ближайшего профессионального развития.
Названные уровни профессионализма характеризуют гармоничное поступательное профессиональное развитие педагога, переход от мастерства к творчеству, повышение результативности и эффективности его труда. Наряду с этим возможны неравномерные, дисгармоничные варианты профессионального развития педагога.
3. Развитие активности педагога и учащихся средствами ИТК.
В настоящее время, в общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся активности, способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Важная роль в этом принадлежит педагогу, как примеру подражания для подрастающего поколения [6].
В качестве рекомендаций по проектированию образовательного процесса можно предложить использование ИТК-технологий в образовании.
Компьютерные технологии используются в обучении почти по всем предметам, открывают доступ к новым источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
Информационная технология обладает рядом возможностей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, а именно: компьютер как средство для хранения информации, имитации и моделирования изучаемых процессов, индивидуализации и дифференциации обучения, средство оценки, учета и регистрации знаний.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального образования.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20%увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.
Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Выводы.
Педагогическая тема может быть безо всякой натяжки отнесена к проблемам вечным. Воистину, сколько жило и еще будет жить человечество, столько и будет жить понятие «педагог». Самое простое его определение – это человек, который наставляет, обучает, передает знание, умение свое другому.
В образе педагога всегда аккумулировался нравственно-этический идеал эпохи, национальные, религиозные и культурные традиции, которые должны быть переданы последующим поколениям. Педагог являет собой живую связь эпох, физическую, духовную, этическую, оказывается передатчиком информации во всем ее многообразии, говоря языком современной компьютерной цивилизации.
Современная образовательная ситуация дает большие возможности для педагога стать настоящим учителем, хотя одновременно таит в себе опасность полной потери педагогического образа. Однако внимательное обращение к историческому опыту педагогу как отечественному, так и мировому может помочь осознанию того, что независимо от своего желания человек, который связывает свою жизнь с педагогической практикой, вынужденно будет иметь дело с духовно-нравственной ответственностью. Педагог – центральная фигура в педагогическом процессе.
Педагогу необходимо овладеть навыками саморазвития, иначе он не сможет оказывать учащимся помощь в этом процессе. Педагог должен быть готов к решению эмоциональных проблем и проблем общения. Задачи самопознания и понимания других важны, так как педагог учит прежде всего кого-то и только во вторую очередь чему-то.
Список литературы:
1. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости педагога. // Педагогика. - 2002. - №6. - стр. 66-70.
2. Аминов Н.А., Болотов И.А., Воробьев А.Н. Психологический отбор на педагогические специальности. Ярославль, Из-во НПЦ «Психодиагностика», 2006. - 57 с.
3. Алексеев С.А. Социопедагогическая направленность саморазвития педагога в образовательном процессе. // Завуч. – 2005. - №1. – стр.123-127.
4. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 544 с.
5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Академия, 2006. – 242 с.
6. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. М.: АСТ, 2007. – стр. 58.
7. Маркова В.В. Формирование потребности в профессионально-нравственном самосовершенствовании педагога. // Педагогическое образование и наука. – 2004. - № 5. – с.53-59.
8. Лельчицкий И.Д., Лукацкий М.А. «Идеал педагога» как научное понятие: историко-педагогический аспект. // Педагогика. – 2005. - №1. – с.79-85.
9. Казачихина Н.В. Формирование профессионального идеала педагога. // Народная асвета. – 2004, №10. – с.64-68
10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Спектор, 2007. – стр. 162.