Функциональная роль самообразования студентов

Дата публикации: 2020-10-08 07:02:48
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Функциональная роль самообразования студентов

The functional role of self-education of students

 

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Воронеж, Россия.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

Zhigulin Andrey Alekseevich

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.

e-mail: zhigulin1980@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается функциональная роль самообразования студентов, которая заключается в том, что создает благоприятные психолого-педагогические условия для про­явления самостоятельности и активности обучающихся, обеспечивая тем самым свободу выбора профессионального поведения и развития, обеспечивает переход от обязательного обучения к умению учиться самостоятельно на протяжении всей жизни.

Abstract: The article discusses the functional role of self-education of students which lies in the fact that it creates favorable psychological and pedagogical conditions for the manifestation of independence and activity of students, thereby ensuring the freedom of choice of professional behavior and development, ensures the transition from compulsory education to the ability to learn independently throughout life.

Ключевые слова: самообразование, функциональная роль, студент.

Keywords: self-education, functional role, student.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Самостоятельная работа становиться не просто важной составляющей образовательного процесса, а его основой. Поэтому следует обратиться к функциональной роли в подготовке студентов-юристов к непрерывному самообразованию.

В качестве основных функций самообразования студентов-юристов мы выделяем:

1. Экстенсивная функция – совершенствование имеющихся и приобретение новых знаний, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности специалиста юридического профиля в условиях глобализации и цифровизации, перехода на инновационную модель развития.

2.  Ориентировочная функция – осознание ожиданий от профессии, определение своей роли в профессиональной деятельности, формирование индивидуальной профессиональной концепции, индивидуального стиля деятельности [1].

3. Компенсаторная функция – преодоление профессиональных дефицитов, в первую очередь вызванных постоянными изменениями условий деятельности юриста в соответствии с современными тенденциями развития юридической сферы.

4. Функция саморазвития – закрепление устойчивой установки на самопознание и самосовершенствование, развитие личностных новообразований, востребованных в избранной профессии.

5. Сотворческая функция – стимулирование творческого мышления, развитие инновационной культуры специалистов юридического профиля, формирование творческого подхода к выполнению профессиональных задач.

6. Адаптирующая функция – оптимизация процесса вхождения специалиста в профессиональную среду, повышение потенциала профессиональной адаптации, минимизация рисков развития профессиональной деформации [2].

Таким образом, функциональная роль самостоятельной работы в подготовке студентов-юристов к непрерывному самообразованию заключается в том, что она создает благоприятные психолого-педагогические условия для проявления самостоятельности и активности обучающихся, обеспечивая тем самым свободу выбора профессионального поведения и развития; активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала, способствует накоплению опыта самостоятельной познавательной активности; позволяет поэтапно овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для решения познавательных задач, осуществления деятельности по самообразованию; формирует устойчивую психологическую установку на систематическое пополнение профессиональных знаний и выработку умений ориентироваться в информационных потоках; наглядно демонстрирует, что готовность к непрерывному самообразованию определяет успешность личностного и профессионального роста, профессиональную востребованность; обеспечивает переход от обязательного обучения к умению учиться самостоятельно на протяжении всей жизни.

 

Список литературы: 

1. Омелаенко Н.В. Методика и организация самостоятельной работы студентов / Н.В. Омелаенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3. – С. 538.

2. Плотникова О.В. Самостоятельная работа студентов: деятельностный ас­пект / О.В. Плотникова // Высшее образование в России. – 2018. – № 1. – С. 178-179.