Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Сопровождение куратором проектирования индивидуальной образовательной траектории развития студента

Дата публикации: 2020-11-27 11:02:17
Статью разместил(а):
Романова Татьяна Александровна

Сопровождение куратором проектирования индивидуальной образовательной траектории развития студента

Accompanying the curator of the design of the individual educational trajectory of the student's development

 

Авторы:

Романова Татьяна Александровна

КГБПОУ «Лесосибирский медицинский техникум», г. Лесосибирск, Россия.

e-mail: solodkova80@mail.ru

Romanova Tatyana Aleksandrovna

Lesosibirsk medical College, Lesosibirsk, Russia.

e-mail: solodkova80@mail.ru   

Михайлова Наталья Александровна

КГБПОУ «Лесосибирский медицинский техникум», г. Лесосибирск, Россия.

e-mail: mna.v@mail.ru

Mikhailova Natalia Aleksandrovna

Lesosibirsk medical College, Lesosibirsk, Russia.

e-mail: mna.v@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлены основные проблемы проектирования индивидуальной образовательной траектории и маршрута применительно к обучающемуся в медицинском техникуме. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося рассматривается как более широкое понятие, чем индивидуальный образовательный маршрут. Раскрыты организационно-педагогические и учебно-методические условия реализации индивидуальной образовательной траектории.

Abstract: the article presents the main problems of designing an individual educational trajectory and route in relation to a student in a medical College. The individual educational trajectory of a student is considered as a broader concept than the individual educational route. Organizational, pedagogical and educational-methodical conditions for the implementation of an individual educational trajectory are revealed.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, куратор.

Keywords: individual educational trajectory, curator.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Современный этап развития общества характеризуется стремительным возрастанием объёма научной информации. В этих условиях необходим новый человек, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий. В связи с этим в образовании идёт реорганизация ведущих приоритетов. Значительное место в образовании отводится обновлению его содержания, приведению его в соответствие с требованиями времени и перспективами развития общества.

Одним из методологических оснований такого обновления выступает компетентностный подход, который призван помочь переоценить существующие ориентиры в системе образования и направить их в русло моделирования и подготовки современного специалиста. На первый план выходит освоение деятельностных характеристик содержания образования (умение ставить цель, анализировать ситуацию, планировать и проектировать, продуктивно действовать, анализировать результаты и оценивать себя). Значимым в учебно-познавательном процессе становится вопрос об индивидуализации и дифференциации обучения в аспекте проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Проанализировав рекомендации А. Хуторского, Е. Дзятковской, И. Рыбалкиной относительно особенностей проектирования индивидуальной образовательной траектории (далее — ИОТ), мы пришли к выводу, что на современном этапе данный подход более всего ассоциируется с механизмом сопровождения учебной деятельности обучающегося. С учетом специфики медицинского техникума и его направленности на достижение качества профессионального образования, по нашему мнению, создаваемую студентом индивидуальную образовательную траекторию важно рассматривать как сквозной путь его личностно профессионального саморазвития и самореализации в сквозной системе и «занятие - педагогическая практика - внеучебная деятельность». В каждом из компонентов преподаватель, руководитель практики, организатор внеучебного объединения создают соответствующие условия для становления студента как профессионала, интеллектуала, субъекта в зависимости от поставленных целей. При этом интегратором эффективного взаимодействия выступает куратор. Он и является, как нам видится, ключевым субъектом формирования у обучающегося опыта проектирования индивидуальной траектории обучения, воспитании и оздоровления, обеспечивающего его становление как компетентного специалиста. 

Вся эта деятельность включает в себя несколько этапов, где этап «вхождения в проектирование ИОТ» значим особенно. Обоснуем это. 

Цель сопровождения НОТ студентов I—II курсов со стороны куратора - выявить их мотивацию к обучению в техникуме и к получению профессии, определить индивидуально-значимые способы взаимодействия с каждым студентом, которые помогут студенту осмыслить цель индивидуальной образовательной траектории и перспективы обучения в техникуме. 

Студенты различны в мотивации выбора профессии, в целях и способах личностного и профессионального саморазвития. По литературным данным у определенной части студентов при поступлении не сформированы многие коммуникативные, поведенческие способности, что проецируется в целом на несформированность у них культуры общения, поведения, учебной деятельности. В противовес этому всегда есть стабильная подгруппа студентов, которых отличает профессиональная мотивированность, организованность, целеустремленность, толерантность и эмпатия. Взаимодействие этих подгрупп на начальном этапе формирования группы не всегда имеет позитивный характер, что в свою очередь отражается на готовности к проектированию индивидуальных жизненных стратегий. Студенты боятся проявить свою индивидуальность, они не доверяют никому в новой для них образовательной ситуации.

Прослеживается определенное противостояние, причем со стороны первых оно сопровождается агрессией, попытками подчинения. Если своевременно не минимизировать этот эффект в становлении группы как коллектива и становлении каждого студента как индивидуальности в ней, то ситуация может перерасти в неблагоприятный климат в группе, недоброжелательность, неприятие требований, безынициативность и пессимизм обучающихся .Поэтому на данном этапе куратору необходимо создать ситуацию успеха для каждого студента, помочь всем увидеть свои достоинства и недостатки и согласовать их с требованиями профессионального педагогического образования. Главными принципами этой работы являются открытость требований и амбивалентность как направленность на баланс:

- сильных и слабых сторон обучающихся;

- норм, требований и ограничений, принятых в техникуме в связи со спецификой медицинского образования и широкими возможностями для личностно-профессионального, творческого саморазвития и самореализации студентов.

Как показывает наш опыт, установка на взаимодействие в группе и с каждым студентом, способствующая налаживанию педагогически целесообразного климата и комфортной социально-психологической атмосферы, является важной предпосылкой для выхода на выстраивание студентами ИОТ как персонального пути личностно-профессионального саморазвития. На первом этапе данный климат и атмосферу создает куратор. Этому способствуют: 

• тренинги по освоению способов самопознания и самоорганизации, по определению своих функций в органах самоуправления в рамках учебной, внеучебной работы и педагогической практики; по проектированию индивидуальной траектории личностно-профессионального развития; 

• включение каждого в коллективные творческие и трудовые дела (проектные задания, в подготовку и проведение праздников, кураторских часов, генеральной уборки, субботников), где студенты познают свои возмож­ности и возможности других и находят выход на развитие своих способностей через взаимодействие в группе; 

• контроль за самоорганизацией студентов, качеством принятия ими ответственности за свою учебу, самообслуживание, в ходе которого куратор формирует у каждого студента установку: «От твоих усилий и ответственности зависит твой успех во всех видах самореализации в техникуме». 

За индикаторы качества работы куратора по сопровождению проектирования студентами ИОТ на I—II курсах мы принимаем то, что студент: 

• определил для себя смысл обучения в медицинском техникуме (личностно-социальный, интеллектуальный и профессиональный компоненты); 

ориентирован на взаимодействие с другими обучающимися, куратором, преподавателями (коммуникативный компонент); 

имеет позитивное психоэмоциональное состояние (индивидуально-личностный компонент); 

• способен к самоорганизации, к принятию ответственности за свое образование, к деятельности в органах самоуправления группы (управлен­ческий компонент). 

Целями второго этапа («непосредственное проектирование обучающимися ИОТ»), который условно отнесен нами к III курсу, являются: 

• создание атмосферы доверия и сотрудничества в группе «обучающийся- обучающиеся-куратор», 

• раскрытие индивидуальных возможностей обучающегося для личностно-профессиональной самореализации в техникуме («занятия-практика - внеучебная работа»); 

• обеспечение условий для личностно-профессионального и творческого саморазвития студентов в рамках, спроектированных обучающимся целей и перспектив. 

Усложнение сопровождения предполагает целенаправленный переход от прямой деятельности куратора к косвенной, пробуждающей их самостоятельность. Следует не бояться данной кропотливой работы, а последовательно выводить ее на новый качественный результат.

Вся эта деятельность в начале учебного года осложняется необходимостью учета проблем адаптации студентов после летних каникул. В течение всего года - изменяющимся социальным статусом студентов, так как на III курсах многие из них приобретают опыт семейных отношений, и это надо понимать и принимать. Для реализации цели этапа нами используется: 

создание ситуаций для становления группы как коллективного субъекта 

учебной и внеучебной деятельности, но вновь при требовании не нарушения баланса общего и индивидуального. 

• взаимоанализ и обсуждение качества реализации проектируемых траекторий, степени принятия ответственности каждого за результаты и динамику личностно-профессионального развития и саморазвития; 

• определение перспектив дальнейшего образования и профессионального продвижения как составляющих траектории для осмысления возможностей карьерного роста. 

Причем при проектировании ИОТ каждому студенту группы предоставляется свобода выбора содержания в рамках вариативного компонента учебного плана, способов и форм деятельности, индивидуального ритма и темпа работы. Это дает студенту возможность обогатить свой субъектный опыт и определить перспективы дальнейшего образования и профессионального продвижения. 

Для оценки эффективности реализации этапа нами используются следующие индикаторы: 

студент определил интересы, цели и перспективы для личностно-профессиональной самореализации в колледже; 

• он проектирует жизненную и образовательную стратегию через разные формы; 

он проявляет эмпатию и толерантность; 

• он ориентирован на сотрудничество; 

• он успешен в освоении учебных дисциплин, педагогической практики, УИРС; 

он проявляет элементы творчества в отдельных видах деятельности (учебная работа, практика, самоуправление, участие в концертах, конкурсах, учебно-практических конференциях и др.). 

К третьему курсу студенты сами выстраивают траектории развития от определения цели, выбора содержания, способов и форм работы к самооценке и самоконтролю. Меняется психологическая атмосфера в группе, обучающиеся учатся видеть друг друга, понимать, принимать и доверять друг другу. Они не только с готовностью принимаются за коллективные дела, но и ориентированы на презентацию достижений каждого. Все это позволяет сделать определенные выводы: 

• сопровождение ИОТ личностно-профессионального развития основано на прямом и косвенном взаимодействии куратора с обучающимся и создании условий для его вхождения в группу, развития самостоятельности каждого ее участника, открытости норм и требований и предоставления свободы выбора, признания субъектами (и студентами, и куратором, и преподавателями) неповторимости каждого и доверия к нему; 

амбивалентность как соблюдение меры доброты и требовательности, ласки и жесткости является одним из действенных инструментов согласования общего и индивидуального. 

Человек многомерен, противоречив и многолик, и самым трудным в работе куратора является создание оптимальных, личностно значимых условий для овладения каждым искусством управления и самоуправления, воспитания и самовоспитания, в чем важную роль играет проектирование в коллективе студентами индивидуальных образовательных траекторий личностно-профессионального становления. 

 

Список литературы:

1. Курденкова О.П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкты личностной мотивации // Вестн. МГИМО-Университета. 2015. № 1. С. 257–262.

2. Липатникова И.Г., Полянина А.С. Формирование целевого компонента учебной деятельности студентов с использованием приёмов принятия решения в рамках рефлексивного подхода / И.Г. Липатникова, А.С. Полянина //Проблемы и методика преподавания естественнонаучных и математических дисциплин: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, декабрь 2007) - Екатеринбург: Издательство Уральского института экономики, управления и права, 2007. - С. 194 – 197

3. Тимошина Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сб. ст. 2-й Междунар. науч.прак. кон. (Рязань, 7–9 окт. 2010 г.). Рязань, 2010. С. 315–320.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN