Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Нелепости в педагогике и их исправление

Дата публикации: 2020-12-25 17:35:30
Статью разместил(а):
Леонов Николай Филиппович

Нелепости в педагогике и их исправление

The absurdities in pedagogy and correcting them

 

Автор: Леонов Николай Филиппович

e-mail: nfleon@yandex.ru

Leonov Nikolay Filippovich

e-mail: nfleon@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье раскрываются серьёзные ошибки существующей педагогической системы, исправление которых убирает препятствия для достижения полного качественного образования всеми учащимися.

Abstract: This article reveals the serious mistakes of the existing pedagogical system, the correction of which removes obstacles to the achievement of a complete quality education by all students. 

Ключевые слова: ошибки педагогики, исправление ошибок, педагогическая система

Keywords: pedagogy errors, correcting errors, pedagogical system.

Тематическая рубрика: общая педагогика.

 

Главная проблема учебного процесса – сверхнизкое качество обучения. Для решения этой проблемы рассмотрим несколько фрагментов  педагогических издержек тормозящих процесс совершенствования качества образования. Начнем это рассмотрение с гносеологии познавательного процесса.

Что такое учение? Не обучение учителем, а процесс восприятия и формирования знаний, умений и навыков учащимися.

Учение в плане деятельности учащегося – это, прежде всего - труд. Учение это тяжёлый интеллектуальный труд! Этот труд своей тяжестью не отличающийся от труда бухгалтера, экономиста, конструктора, менеджера и многих других профессий. Вдобавок для школьников этот труд фактически по принуждению. Конституция РФ ст. 37 п.2 говорит: «Принудительный труд запрещён». Но об этом все помалкивают. Тем не менее, образовывать детей необходимо.

Естественно, что в таких условиях без принуждения извне большое количество учащихся нормально работать, то бишь учиться, не будут. Создано противоречие! В то время как у многих детей нет желания учиться, то у всех учителей есть обязанность их научить. В такой противоречивой ситуации учителя не могут работать эффективно, так как не имеют возможности и полномочий принуждать нежелающих учиться, а ученики, в свою очередь, не хотят подневольно выполнять нередко безрадостный труд. Школьники своим  нежеланием учиться создают проблему школе, в результате возникает клубок взаимосвязанных противоречий. Созданные противоречия, как следствие, также создают аналогичный клубок психологических, моральных и физических насилий, как на ребенка, так и на всех взаимодействующих в обучении. 

Учитель, не справляясь с выполнением возложенной на него государственной задачи, как правило, сваливает всю вину своей беспомощности и недоработки на самого ученика и на его родителей. При этом, обвиняет ученика в том, что он не хочет учиться. Такая ситуация в организации обучения накачивает школы насилием и страхом, создаёт угрозу учителям и детям. Некоторые учащиеся становятся агрессивными. В этом причина холодной и горячей войны между учителями, учащимися и родителями учащихся, нередко приводящая к трагедиям.

Решая это противоречие вернёмся к понятию учение. Что собой представляет учение для ученика?  Как общепринято - это процесс восприятия и формирования знаний, умений и навыков учащимися. Знания, умения и навыки никто в ученика не вкладывает, не вталкивает и не впихивает, ученик их воспринимает и формирует сам. Любое живое существо при определённых условиях это делает всегда само и только само.

Человеку разумному, как и многим другим живым существам, генетически с рождения присуща самообучающая функция, без которой он просто не смог бы выжить как вид, а, тем более, создать цивилизацию. Восприятие и формирование знаний и умений учащимся  это есть самообучение.  Самообучение это основа выживания и всякого развития, подчёркиваю - не обучение - учиться по принуждению извне, а самообучение по принуждению учить самого себя. Если у человека нет желания учиться, то его трудно чему-либо научить. Фактически никто никого не учит! Каждый человек учится сам, путём наблюдения всеми органами чувств и запоминания происходящих событий.

Применяя увиденное на практике событие, человек приобретает опыт. Комбинируя в разных сочетаниях полученные им знания и опыт, человек становится творцом новых знаний и опыта. Вспомните, вас не учили говорить, ходить и многое другое. Вы научились это делать сами, вам только создавали условия в этом направлении.

Главная методологическая ошибок существующей педагогики, из-за которой качества образования в принципе не может быть, заключается в том, что учителя учат детей принудительно, вопреки их желанию, в то время как любой человек всегда обучает себя сам. Если учащийся в учебном процессе не включён в самообучение, то это не обучение, это имитация обучения.  Называть профессию педагога - учитель для допотопного – доисторического принципа обучения это нормально, но для современности это нонсенс. Название педагогической профессии учитель отражает в корне не правильную, не эффективную его педагогическую деятельность. Для предотвращения указанных педагогических издержек целесообразно использовать технологию учебного процесса, в котором требуется от педагога не учить, а всего лишь управлять самообучением каждого учащегося, то есть выполнять работу менеджера.

Поскольку в России все педагоги - учителя, то это значит, что качественного учебного процесса в стране в принципе не может быть! В то же время все педагогические вузы выпускают именно учителей,  с уже навязанным им образом работы. Вместо специальности "учитель" педВУЗы должны готовить и выпускать преподавателей, менеджеров, педагогов - менеджеров и тьютеров соответствующих дисциплин.

Затронем ещё один нелепый элемент существующего учебного процесса – домашнее задание. Поскольку учение это труд, то рассмотрим аналогичный элемент на производстве.

Работникам на производстве для правильного и успешного выполнения работы всегда даётся задание перед началом их рабочего дня. Их инструктируют: что они должны выполнить, как качественно, как безопасно, какова система оценки и оплаты этой работы и т.д. Несомненно, что задание учащимся нужно также давать не в конце урока, а в его начале, как и рабочим на производстве. Это сразу активизирует деятельность ученика уже непосредственно на уроке. Задание учащимся нужно чётко пояснять: что и как они должны выполнить, что освоить, чему научиться, объяснить им систему оценки выполнения этой работы. Не домашнее задание в конце урока, а задание на урок в его начале.

Ещё важный аспект - это дача задания учащимся. Обычно учащимся дают задание на дом – выполнить какие-то номера упражнений, номера задач, примеров и т.д. В этом случае учащиеся, нередко не понимая смысла решения, списывают его у одноклассника, из решебника или из интернета, имитируя при этом выполнение задания. Учебная польза для ученика в этом случае нулевая. Гораздо более целесообразно тоже задание давать не только его выполнить, но, в основном, чётко объяснить ход выполнения и применяемые правила его выполнения. Причём объяснить так, чтобы не мямлить при объяснении и чтобы слова при этом от зубов «отскакивали». Только это уже даёт глубокое понимание учащимися сути выполняемого задания, это прекрасно развивает их мышление и разговорную речь. При этом учащиеся нередко просят родителей прослушать и оценить их объяснения хода выполнения задания. На следующим уроке, как правило, в классе поднимается лес рук, желающих объяснить ход выполнения задания.

Домашних заданий в принципе не должно быть вообще. Где Вы видели, чтобы работнику задавали работу на дом, после его рабочего дня? А для детей это почему-то в порядке вещей?! Всё, что должен изучить ребёнок, он должен это сделать на уроке. Дома, при его желании, он может всего лишь повторить изученный материал урока. И, как показывает опыт, он это делает всегда тщательно и с удовольствием. Не домашнее задание в конце урока, а задание на урок в начале урока.  

В педагогике существует проблема - создание мотивации учащихся якобы для того, чтобы все детишки с интересом осваивали учебный материал урока. Педагогика не знает, что главная мотивация для трудящегося человека - это положительные эмоции, которые создаются  успешной и качественной учебной работой. Успешная работа вызывает у них удовлетворение и  радость. Это радость человека при получении им высокой оценки его успешной деятельности. При создании положительных эмоций в мозге человека вырабатывается дофамин – химический фактор вызывающий чувство удовольствия (или удовлетворения) при завершении человеком проведенных  действий. Дофамин вырабатывается в мозге в больших количествах при повторяющихся положительных оценках его деятельности, тем самым стимулируется продолжение высокоэффективной  деятельности. Чем больше непрерывно поступающих  положительных оценок деятельности ученика, тем прочнее – устойчивее и эффективнее устанавливается  направление интенсивной положительной деятельности.

Основным услови­ем обеспечения качества образования - это создание в организации такой среды, в которой каждый сотрудник или ученик мог бы получить систематически высокие оценки своего труда, следовательно, получать удовольствие от своей учебной деятельности.

Задача и правильная деятельность педагога в организации учебного процесса должна быть направлена не на принуждение ученика, что-то осваивать, а на создание условий, при которых каждый учащийся будет успешно изучать учебный предмет, а, следовательно, будет получать высокие оценки, приносящие ему заслуженную радость.

Для этого педагог должен систематически следить за тем, как происходит формирование понятий и умений у каждого учащегося, подчёркиваю у каждого (независимо от их количества в аудитории), своевременно помогать ему и систематически подкреплять положительной оценкой его деятельности. Даже за незначительные успехи выражать надежду достижения им ещё больших успехов.

Но как уследить за всеми?! Как оказывать помощь каждому, не зная о его  конкретных учебных проблемах. Ещё одна методологическая ошибка в том, что существующем учебном процессе учитель опрашивает всего несколько человек за урок остальные 20-30 учащихся  остаются в неведении учителя об их знаниях и умениях. Опрашивать всех?! Тогда где взять время на объяснение нового материала? Современная педагогика, пытаясь решить эту проблему, погрязла в разработке многочисленных сложных, не эффективных, разнообразных средств  контроля и тестирования знаний и умений, которые значительно усложняют работу педагога и не дают полезную сиюминутную и систематическую информацию о состоянии выполнения всех элементов задания каждым учащимся.

Поэтому задача создания качественного образования не решаема, в том числе из-за отсутствия у педагога информации о выполнении учебного задания каждым учащимся. Таким образом, существующий контроль знаний является бесполезным и даже вредным, съедающим большую часть времени учебного процесса. Тем не менее, информация о состоянии выполнения всех элементов задания учащимися весьма необходима педагогу  для создания реальной системы управления качеством познавательной деятельностью. Такую информацию без затраты труда педагога причём до начало занятия предоставляет педагогу использование самоконтроля знаний и умений учащимися.

Использование информации самоконтроля учащихся позволяет даже автоматизировать управление качеством самообучающей  деятельности учащихся.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN