Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Автоматизированная психологическая система управления качеством познавательной деятельностью учащихся

Дата публикации: 2020-12-25 17:54:19
Статью разместил(а):
Леонов Николай Филиппович

Автоматизированная психологическая система управления качеством познавательной деятельностью учащихся

Automated psychological control system the quality of the cognitive activity of students

 

Автор: Леонов Николай Филиппович

e-mail: nfleon@yandex.ru

Leonov Nikolay Filippovich

e-mail: nfleon@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье раскрывается принципиально новый подход к созданию организации учебного процесса  основанного на системе управления самообучением учащихся, посредством этой системы легко достигается 100% -е качество обученности всех учащихся на любом учебном предмете.

Abstract: This article reveals a fundamentally new approach to creating the organization of the educational process based on the self-learning management system of students, by means of this system, 100% quality of training of all students in any subject is easily achieved.

Ключевые слова: управление качеством, познавательная деятельность.

Keywords: quality management, cognitive activity.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Для решения проблемы управления самообучением рассмотрим системы управления участвующие в учебном процессе. В учебном процессе участвуют две системы управления. Система управления учебным процессом учителя и личностная система управления познавательной деятельностью ученика. Регулирование выполнения учебной работы учащимся производится использованием его личностной системы управления. В процессе управления познанием субъектом управления является сам учащийся, объектом управления является его деятельность по накоплению целенаправленного опыта.

Процесс управления познанием присущ только личностной системе управления ученика. Личностная система управления познавательной деятельностью ученика - это, как правило, высокоэффективная система управления, это система замкнутого цикла. В её цикл входят следующие этапы управления:

1) мотив, устанавливающий цель достижения желаемого и направление деятельности,

2) установление критериев достижения цели,

3) способы достижения цели,

4) деятельность достижения цели,

5) контроль достижения дели,

6) оценка результатов достижения цели,

7) корректирование.

Эти этапы управления познавательной деятельностью проводятся личностью бессознательно, автоматически и не акцентируются вниманием.

В отличие от личностной системы управления самообразованием, современная педагогика не может реализовать на практике полный цикл управления познавательной деятельностью каждого учащегося, поскольку в управленческом цикле педагога полностью отсутствуют 5-7 элементы системы управления учебно-познавательной деятельностью каждого учащегося. Без этих элементов системы управления педагогом в учебном процессе  качества обучения в принципе не может быть. Это говорит о том, что в системе управления существующего учебного процесса полностью отсутствует непрерывный или поэтапный контроль обученности всех учащихся и последующее корректирование знаний и умений учащихся до требуемого уровня.

Обучение без интенсивной обратной связи с каждым учащимся - это неуправляемое обучение. Такое обучение не может быть качественным и эффективным. Попробуйте ехать на велосипеде с закрытыми глазами - то есть без информации обратной связи. А вот в учебном процессе (как в цирке) учителя это делают постоянно.

В учебном процессе регулирование качества обучения осуществляются учителем использованием лишь некоторых элементов авторитарной централизованной системой управления на уроке.

Введение реального управления познавательным процессом возможно лишь при децентрализации системы. Для этого часть функций в создании эффективного учебного процесса необходимо делегировать самим учащимся. Функцию контроля выполнения учебного задания необходимо передать самим учащимся. Так как учащийся – человек разумный то он вполне может оценивать качество и количество выполнения им учебной работы,  главное - дать ему простые критерии оценки выполнения работы. Это позволяет педагогу в системе управления учебным процессом  равноправно  использовать  две объединённые системы управления ученика и педагога. Поэтому в системе управления педагога вместо отсутствующих 5-7 элементов используем эти элементы из личностной системы управления ученика.

Согласование  работы этих двух контуров управления обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество педагога с каждым учащимся, которое позволяет более эффективно достигать свои цели в обоих контурах управления. Таким образом, объединение систем управления процессом самообучения ученика с управлением системы самообучением ученика педагогом – есть ещё один, главный ключ в решении проблемы качества образования.

Объединение двух систем управления в одно выгодно как ученику, так и педагогу. Ученик, ставя себе оценку своей деятельности, представляет педагогу (отметку) - являющуюся информацией о том, что он нуждается в помощи или нет. Тем самым он управляет педагогом для  достижения своих высоких результатов.

Педагог, получая самооценку от ученика, в зависимости от её величины принимает управляющее решение - в чём и как помочь учащемуся (конечно если он в этом нуждается).

Векторы управляющих действий у ученика и педагога направлены в одну сторону, в сторону достижения максимальной эффективности учебно-познавательного процесса.

Информация самоконтроля от каждого ученика и передаётся педагогу. Таким образом, без затраты труда педагога, создаём интенсивную и систематическую обратную связь от каждого учащегося. Эту информацию из личностной системы управления ученика педагог использует как основу своей системы управления. Использование результатов самоконтроля учащихся, в полной мере решает проблему управляемости самообучением учащихся. 

Следовательно, самоконтроль категорически необходимо вводить и использовать в технологии  управления  познавательным  процессом с целями:
1) значительной активизации познавательной деятельности учащихся,
2) использования его результата (самооценку) в управлении познавательной деятельностью учащегося.

Достижение первой цели производится путём оптимизации учебного процесса введением управления самообучением. Для упрощения самоконтроля, при подаче учебного материала, учебный материал делится на логически завершённые порции. Затем, этот материал даётся учащимся в начале занятия как конкретное задание, устанавливающее объём учебных действий. После дачи задания педагог  объясняет ход его выполнения.

Разбивка учебного материала, на логически завершённые порции, предназначенного для освоения учащимися, значительно активизирует познавательный процесс и упрощает самоконтроль и оценивание проведённой работы. Он выступает своего рода психологической лестницей, ведущей ученика к успеху, одновременно упрощает процесс выставления самооценки и повышению её достоверность. Выполнив  первую порцию задания - поставив себе за это высокую оценку, идёт дальше, выполнив следующую порцию - поставив оценку и т.д. выполняются все части задания. Это продвигает ученика вверх по лестнице к полному и качественному выполнению всего задания. Выставление самооценки за каждую часть задания это характеристика качества работы ученика над этими частями задания. Выставление самооценок за выполненное количество частей задания это есть количественная характеристика проведённой работы учеником.           

Информацию от всего класса педагог получает упорядоченную, и систематизированную в сводной ведомости  на бумаге или в компьютере ещё до начало занятия. 

Для достижения второй цели предлагаю учащимся после изучения темы или после каждого занятия сообщать педагогу результат самоконтроля (самооценку) по освоению каждого определённого пункта задания. Таким образом, претворяем многовековую мечту учащихся - ставить себе самому отметки, какие он хочет, но такую которую  он обязуется защитить, если ему это будет предложено. Эту систематизированную обратную связь в виде оценок – (отметок) по конкретным элементам задания учащиеся записывают в специальную классную тетрадь (сводная ведомость).

Сводную ведомость учащиеся кладут на стол педагога перед началом урока. Таким образом, педагог до начало урока получает мощную, систематизированную и исчерпывающую информацию от всех учащихся о состоянии выполнения ими задания предыдущего урока. В результате,  в системе управления педагога появляется ценная для него информация для реального управления познавательным процессом каждого учащегося.

По результатам многих исследований самооценки учащихся в среднем даже ниже оценок педагогов, так как учащиеся, не желая  потерять доверие и уважение педагога, занижают себе оценки. Выставляя оценку  своей проведённой деятельности ученик уверен, что за выполнение этого задания в журнале будет стоять именно эта оценка потому что он её защитит если его об этом попросят, поэтому на урок он идет не нервничая, не переживая, не боясь что его попросят объяснить ход выполнения какой либо части задания. Таким образом, использование самооценки учащихся в учебном процессе сохраняет здоровье учащихся.

Убедившись в достоверности самооценок и отрегулировав получение информации обратной связи до начало урока -  паразитический элемент структуры урока - контроль знаний – упраздняется, так как полностью теряет смысл. На его место помещаем, новую и необходимую структуру урока (если она требуется по показателям выполнения задания) - корректирование знаний и умений.

Педагог, получая самооценки от учащихся, видит результаты произведённой работы каждым учащимся. На основании полученной информации, педагог во время, отводимое обычно на контроль знаний, проводит (чаще всего силами учащихся) корректирование знаний, умений. Во время корректирования некоторые учащиеся защищают свою самооценку.

Опосредованная, округлённая самооценка, независимо от того, защищал ученик её или нет, на каждом занятии выставляется в классный журнал. Это,  как правило,  выполняется с помощью доверенных учащихся.

Для того чтобы учащиеся сами контролировали качество своей работы на протяжении изучения предмета всего периода по формированию знаний и умений, предусмотренных всей программой, учащимся предлагается самим следить и рассчитывать  величину своей итоговой оценки, за четверть, за полугодие, за год, зависящей только от него самого.  Вычисление  итоговой опосредованной оценки производит  сам ученик как сумма баллов за пройденный период, делённая на число занятий за этот период. Это и будет итоговая оценка, на которую он претендует.

Такой порядок выставления поурочной и итоговой оценки учащимися ликвидирует полностью их прогулы, опоздания на занятие и исключает неудовлетворительное поведение на уроке. В конце учебного года предлагаем учащимся, выборочно по билетам с вопросами из предыдущих заданий пройденного материала уроков, подтвердить достоверность текущих, а соответственно и итоговой оценки. В подготовке к данному зачёту учащиеся самостоятельно освежают в памяти весь пройденный материал. Как правило, итоги проведённого зачёта подтверждают достоверность выставленных текущих и соответственно итоговых оценок. Подготовка к зачёту это не столь важное мероприятие по  защите самооценок  сколь важен самостоятельный повтор знаний и умений для отправления полученного опыта в долговременную память учащихся.

Таким образом, в описанной технологии производится реальное управление самообучением учащихся соответствующее  содержанию программного учебного материала, причём качеством образования  в значительной мере  озабоченны сами учащиеся. Вводя такую организацию учебного процесса, мы практически создаём реально действующую автоматизированную психологическую систему управляющую эффективно качеством самостоятельной познавательной деятельности всех учащихся.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN