Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Деятельностный подход в подготовке и проведении родительских собраний

Дата публикации: 2018-10-01 07:34:57
Статью разместил(а):
Куприкова Вера Васильевна

Деятельностный подход в подготовке и проведении родительского собрания

The activity approach in the preparation and conduct of a parent meeting

 

Автор: Куприкова Вера Васильевна

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

E-mail: kuprikova1962@mail.ru 

Kuprikova Vera Vasilyevna

Elementary school teacher of the highest qualification category

E-mail: kuprikova1962@mail.ru 

 

Аннотация: Как сделать собрания интересными и продуктивными? Их эффективность зависит  от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Abstract: How to make the meetings interesting and productive? Their effectiveness depends on how closely the school and family interact.

 

Ключевые слова: родительское собрание, семья, школа

Keywords: parent meeting, family, school

Тематическая рубрика: Свободные темы.

 

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Какие же ассоциации возникают у большинства родителей при упоминании о предстоящем родительском собрании? Отметки за четверть, поведение ребенка на уроках и… час-полтора потраченного времени, им порой некогда поговорить с преподавателями, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке.

Как сделать собрания интересными и продуктивными? Их эффективность зависит  от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества играют классные руководители. В основе взаимодействия родителей и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.       На его проведение следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Вопросы для обсуждения следует объявить заранее.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

Разговаривать следует спокойно и доброжелательно, без употребления специальной терминологии, поучений, нотаций и высокомерия. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним. С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, о плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти что-то хорошее и похвалить их при всех, а о недостатках поговорить индивидуально с каждым из родителей. Завершать разговор целесообразно предложениями на будущее.  Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы). Классному руководителю не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей.

Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить их в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы. Главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон. Заключительная часть собрания станет прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Подготовку родительского собрания можно провести следующим образом:

заранее определить тему родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном  этапе), затем выбирать форму проведения родительского собрания.

Формы проведения родительских собраний различны. Это исходит большей частью из индивидуальных особенностей детей и родителей и, конечно же, творческого подхода педагога.

Основные формы родительских собраний:

- собрание-лекторий;

- "круглый стол";

- собрание-консультация (душевный разговор) 

- собрание-презентация (мастер-класс) 

- общешкольная или классная конференция и др.

Проводить собрание-лекторий целесообразно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в школу" или перешел в среднее звено. На такое собрание родители, как правило, приходят, поскольку обозначенная тема, безусловно интересует их. Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание-лекторий.

"Круглый стол" представляет собой встречу родителей учеников одного класса. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всего класса тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается "рамка", т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то – узнать про поведение других учащихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее).

Родительское собрание-консультация (душевный разговор).

Метод работы родителей в небольших группах  можно применять на собрании в одном классе.

Как преодолеть трудности в воспитании единственного ребенка? Как воспитать в ребенке трудолюбие? Как помочь ребенку, который не хочет учиться? Каковы особенности воспитания талантливых и одаренных детей? Как бороться с вредными привычками? Как бороться с детским воровством? Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитании детей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. На таком родительском собрании эффективно обсуждать заранее подготовленные предложения, идеи и родительские инициативы. Но чтобы они появились, необходимо заранее составить план родительского собрания на соответствующую тему. 

Родительское собрание-презентация (мастер-класс) 

Семьи будут презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма школьного собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и  неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.   

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских конференций становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика вредных привычек и борьба с ними.

Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога. В задачу последних входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания, то формирование установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой будет происходить более успешно

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN