Развитие гибкости в спортивной гимнастике
Развитие гибкости в спортивной гимнастике
Developing flexibility in gymnastics
Автор: Бакина Елена Борисовна
ГБУ «СШОР № 3 имени Б.В. Пилкина», Белгород, Россия.
e-mail: tanjastasik@yandex.ru
Bakina Elena
B.V. Pilkin's Sports school № 3, Belgorod, Russia.
e-mail: tanjastasik@yandex.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о гибкости, и о её развитии у занимающихся спортивной гимнастикой.
Abstract: In this article, the author writes about flexibility, and its development in gymnastics.
Ключевые слова: Гибкость, спортивная гимнастика, координация движений.
Keywords: Flexibility, gymnastics, coordination of movements.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Спортивная гимнастика как вид спорта значительно омолодилась в настоящее время. Заниматься этим видом спорта приходят сейчас девочки 5-6 лет, а в 7-8 лет они уже выполняют соревновательную программу. Непрерывный рост результатов предусматривает поиск новых форм, средств, методов работы с юными спортсменками.
Одним из важнейших факторов работы является развитие гибкости и координации движений у юных гимнасток. В течение 1-2 года обучения спортсмены осваивают первые навыки работы с разными снарядами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Гибкость является основоположным качеством для спортивной гимнастики. Координация движений является первоосновой, фундаментом любой физической деятельности, связанной не только со спортивной гимнастикой, но и для общей жизнедеятельности человека.
Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.
Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике.
Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методике физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития гибкости, не изучались всесторонне, исследования проводились в направлении накопления фактических материалов в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств развития гибкости предлагается комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества.
Особенности гибкости имеют свою специфику в зависимости от рода деятельности.
В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок.
Сам термин гибкость обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.
В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (с помощью партнера или отягощения).
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной растяжимостью или запасом гибкости.
Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.
Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.
В общем виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения на растягивание
Специальная гибкость приобретается в процессе выполнения определенных упражнений на растяжение мышечно-связочного аппарата.
Зависит гибкость от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц. Также она зависит от пола, возраста, времени суток (утром гибкость снижена)
Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в 11-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин.
Подвижность суставов у людей астенического типа меньше, чем у лиц мышечного и пикнического типа телосложения. Эмоциональный подъем при возбуждении способствует увеличению гибкости. Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной – увеличиваются на 9,5%. Наиболее высокие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов суток и в условиях повышенной температуры окружающей среды. Предварительный массаж, горячий душ, умеренное возбуждение растягиваемых мышц также способствует увеличению гибкости более чем на 15%.
Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей (т.е. их когерентность), тем меньше их подвижность.
Шаровидные суставы имеют три, яйцевидные и седловидные – две, а блоковидные и цилиндрические – лишь одну ось вращения. В плоских суставах, не имеющих осей вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой.
Ограничивают подвижность и такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей.
Ограничение гибкости связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов.
Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем “легче” выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает “закрепощение” движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков.
В ряде случаев узловые компоненты техники сложно координированных движений вообще не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела.
К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированной на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.
Комплекс упражнений для развития гибкости:
1. Наклон вперед, сидя ноги врозь.
Коснуться грудью пола и удержать это положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это требование, рекомендуется освоить следующие упражнения:
а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперед с помощью тренера, который нажимает руками в область лопаток;
б) стоя в наклоне вперед, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног;
в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперед, ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь все глубже и глубже (ноги не сгибать);
г) стоя лицом к гимнастической стойке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса или груди, и, наклоняясь вперед, стремиться грудью коснуться ноги;
д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперед с помощью.
2. Мост из положения лежа.
Упражнения для овладения мостом:
а) наклоны назад, касаясь стенки руками;
б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться руками пола;
в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, согнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;
г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку, выполнить мост;
д) лежа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой;
е) из положения стоя, мост с помощью тренера.
3. Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.
Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно выполнять следующие упражнения:
а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях поочередно, последовательно и одновременно;
б) тоже со скакалкой в руках (в качестве утяжелителя);
в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;
г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.
4. Шпагат продольный.
Обучение шпагату следует начинать с махов ногами вперед, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенки и опираясь на нее одной рукой. Это исключает травматические повреждения и содействует хорошему выполнению прямого шпагата. А также упражнения:
а) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;
б) стоя ноги врозь пошире, мяч между ногами. Разводя ноги, стремиться сесть на мяч;
в) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперед, встать на ноги и вернуться в исходное положение;
г) из положения сидя на полу ноги вместе, заводя ноги в сторону переползти на живот, собрать ноги вместе, и затем так же в исходное положение.
В домашние задания детям младшего возраста необходимо включать упражнения на развитие гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов и подколенных связок, а также упражнения для гибкости плечевых суставов:
1. Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность растягивания (наклоны вперед, в стороны, назад).
2. Движения, выполняемые по возможно большей амплитуде (наклоны вперед и назад до отказа).
3. Инерция движений какой-либо части тела (махи ногами вперед, в стороны, назад в положении стоя, лежа на боку, спине).
4. Активная помощь партнера.
Список литературы:
1. Антонова С. Секреты гибкости / С. Антонова. - М.: Терра, 2017. - 313 c.
2. Арнольд Нельсон. Анатомия упражнений на растяжку. Иллюстрированное пособие по развитию гибкости и мышечной силы / Нельсон Арнольд. - М.: Попурри, 2016. - 63 c.
3. Боб Андерсон. Растяжка для поддержания гибкости мышц и суставов / Андерсон Боб. М.: Попурри, 2017. - 781 c.
4. Бумарскова Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости / Н.Н. Бумарскова. М.: НИУ МГСУ, 2015. - 465 c.
5. Бумарскова Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости. Учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. М.: МГСУ, 2015. - 128 c.
6. Варнава Елена. Йога для гибкости и сексуальности / Елена Варнава. М.: Эксмо, 2019. - 575 c.
7. Лавров Владимир Сергеевич. Могущество йоги. Гибкость тела + сила сознания / Владимир Сергеевич Лавров. М.: Издательские решения, 2015. - 794 c.
8. Войниканис Елена. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху. Парадигма баланса и гибкости / Елена Войниканис. М.: Юриспруденция, 2015. - 271 c.