Модель повышения квалификации педагогов в общеобразовательной школе
Модель повышения квалификации педагогов в общеобразовательной школе
The model of further training for teachers at a compulsory school
Авторы:
Куравин Федор Васильевич
МАОУ “СОШ № 137 г. Челябинска”, г. Челябинск, Россия.
e-mail: kuravinf@mail.ru
Kuravin Fedor Vasilyevich
Secondary school №137 of Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia.
e-mail: kuravinf@mail.ru
Куравина Екатерина Юрьевна
МАОУ “СОШ № 137 г. Челябинска”, г. Челябинск, Россия.
e-mail: kuravinaeyu@gmail.com
Kuravina Ekaterina Yuryevna
Secondary school №137 of Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia.
e-mail: kuravinaeyu@gmail.com
Аннотация: В этой статье авторами представляется модель повышения квалификации педагогов в образовательной организации. Данная модель является универсальной и может быть использована для решения других педагогических задач.
Abstract: In this article the authors present the model of further training for teachers at a compulsory school. This model is universal and can be used for solving of other pedagogical problems.
Ключевые слова: повышение квалификации, методический семинар, научно-педагогическая лаборатория, педагог.
Keywords: further training, methodical seminar, teaching laboratory, teacher..
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Необходимость непрерывного профессионального совершенствования учителя вызвана существенными изменениями в жизни общества. Проведенное нами исследование проблемы повышения квалификации педагогических работников в общеобразовательной школе позволило предложить следующую модель повышения квалификации учителей в образовательной организации:
Педагогический совет
Методический семинар
Кафедры
Научно-педагогическая лаборатория
Актуальные вопросы
Научно-практическая конференция
Публикации, сборники статей
Повышение квалификации педагогов
Системообразующим элементом предлагаемой модели повышения квалификации педагогических кадров в образовательной организации является педагогический совет. На педагогическом совете рассматриваются и утверждаются концептуальные основы повышения квалификации педагогов, анализируется состояние проблемы, утверждаются планы работы отдельных элементов структуры повышения квалификации учителей в школе.
Подчиненными педагогическому совету структурными элементами системы повышения квалификации являются:
‒ научно-педагогическая лаборатория,
‒ методический семинар,
‒ предметные кафедры и методические объединения (МО).
Научно-педагогическая лаборатория является объединением педагогических работников по интересующим их проблемам в области воспитания и обучения, предметных методик. Научно-педагогическая лаборатория ведет работу в рамках отдельных секций:
1. Организация проектной и учебно-исследовательской работы учащихся.
2. Особенности очно-заочного, индивидуального, дистанционного и электронного обучения в условиях средней школы.
3. Реализация программ воспитания школьников на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования.
4. «Непростые» страницы отечественной истории.
Методический семинар «Субботние встречи» является системой теоретико-методических занятий, направленных на активизацию деятельности педагогов в системе повышения квалификации. На методическом семинаре «Субботние встречи» в составе отдельных блоков проводятся следующие тематические лекции:
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
2. Психолого-педагогические особенности личности представителей «поколения Z».
3. Насилие в образовательном учреждении как актуальная проблема.
4. Педагогический конфликт. Проблема. Способы разрешения.
5. Художественный фильм «Доживем до понедельника» как энциклопедия педагогического конфликта.
6. Цифровая образовательная среда. Электронное обучение. Проблемы и перспективы.
7. Использование электронных образовательных ресурсов в организации индивидуального, дистанционного, очно-заочного обучения.
Предметные кафедры являются объединением учителей по отдельным образовательным областям. В школе существует 3 кафедры:
‒ кафедра учителей начальных классов;
‒ кафедра математических и естественных наук;
‒ кафедра филологии и гуманитарных наук.
Научно-практическая конференция является важным структурным элементом системы повышения квалификации, где подводятся итоги работы учителей по различным направлениям исследовательской, методической работы, представляются доклады, обобщающие опыт педагогов, рекомендуются к публикации наиболее интересные и актуальные разработки.
Представленная нами модель внедрена в практику образовательной организации и показала свою результативность.
Список литературы:
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление – М.: Политиздат, 1981. 432 с.
2. Конаржевский Ю.А. Проблемы внутришкольного управления. – Челябинск, 1989. 151 с.
3. Куравин Ф.В. Педагогические основы управления школой-комплексом самоопределения личности: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1997.
4. Кеспиков В.Н. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения / В. Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов. – Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. 251 c.
5. Резанович И.В. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганизационного повышения квалификации / И. В. Резанович, Г. А. Шкерина // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2010. – № 4.
6. Штофф В.А. Роль моделей в познании. – Л.: изд. ГТУ, 1963.