Использование народного декоративно-прикладного искусства в повышении качества образования

Дата публикации: 2018-10-08 14:11:35
Статью разместил(а):
Старикова Виктория Викторовна

Использование народного декоративно-прикладного искусства в повышении качества начального образования

The use of folk arts and crafts in improving the quality of primary education

 

Автор: Старикова Виктория Викторовна

Почетный работник общего образования Российской Федерации, МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А.С. Пушкина», г. Костомукша, Республика Карелия, Россия

E-mail: vika.64@list.ru

Starikova Viktoriia Viktorovna

Honorary Worker of General Education of the Russian Federation, teacher MBOU KGO "Secondary School № 2im. A.S. Pushkina ”, Kostomuksha, Republic of Karelia, Russia

E-mail: vika.64@list.ru

 

Аннотация: В статье автор рассказывает о том, как проходит знакомство ребят начальной школы с народными промыслами нашей страны, мастерством народных умельцев, народными традициями. На примере практических работ 1-4 классов раскрывается данная тема. Рассказывает, как продолжается работа по изучению народных традиций, народного костюма в старших классах, как такие уроки помогают ребятам понять и полюбить народное искусство.

Abstract: In the article, the author tells about the acquaintance of the children of the elementary school with the crafts of our country, the skill of the craftsmen, the folk traditions. On the example of practical work of grades 1-4, this topic is revealed. Describes how work continues to study folk traditions, folk costume in high school, how such lessons help children understand and love folk art.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, народный костюм, проект, гжель, хохлома, городец.

Keywords: arts and crafts, folk crafts, folk costume, project, Gzhel, Khokhloma, Gorodets.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Сегодня, мы сталкиваемся с тем, что наши дети смотрят ужасные фильмы, играют в агрессивные компьютерные игры. И задаем себе вопрос: «какими вырастут они». Не потеряем ли мы нынешнее поколение, не получится ли так, что это поколение не будет иметь представление о нравственных ценностях? Это волнует не только меня, учителя технологии, но и многих других учителей-предметников. Я уверена, что мой предмет, в какой-то степени поможет решить эту проблему.

Выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них нравственные качества.

Для этого лучший путь – знакомить детей с народными художественными промыслами России, мастерством народных умельцев, народными традициями. Я уверена, что это позволит нашим детям почувствовать себя частью нашего народа, ощутить гордость за свою страну, за тот уголок, в котором мы живем, богатый славными традициями.

 Главными задачами я считаю:

  1. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, эмоционально-оценочные отношения и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, к предметам народного художественного промысла.
  2. Формировать обобщённые знания и умения.
  3. На образцах изделий народных мастеров воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде.
  4. Воспитывать у детей желания заниматься подобной деятельностью.

Эти задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, виртуальные путешествия в музеи.

В виртуальное путешествие предлагает отправиться ребятам виртуальный учитель. 

Благодаря виртуальному путешествию по историческим музеям, выставкам, ребята видят художественные произведения, которые доставляют наслаждение своей красотой, передают чувства, настроение, мысли, доступные им.

Задачи, которые я ставлю перед собой, предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Я полностью согласна с автором книги «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством» А.А.Грибовской в том, что «…задача учителя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, возможность усвоить некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленную барышню, коня, почувствовать радость творчества».

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, они помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Психологи установили, что при общении с искусством, с народным промыслом у детей пробуждаются особые чувства, совсем не похожи на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

Приобщать ребят к искусству, к народным промыслам мне позволяют программы: Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.Конышевой «Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайнобразования)», Т.Я. Шпикаловой «Художественный труд».

94 01   94 02   94 03

Костюм карельской невесты был представлен на Всероссийском открытом конкурсе научных, исследовательских и проектных работ «Первые шаги» и отмечен дипломом оргкомитета и медалью Эвариста Галуа.

По итогам всей этой работы я разработала методическое пособие с электронным приложением для учителей начальных классов и технологии «Знакомство с народными художественными промыслами». Методические разработки уроков, представленные в этом пособии, помогают учителю познакомить учащихся с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, с истоками его образного языка, с народной глиняной игрушкой, искусством Гжели, Городца, Хохломы, помогают узнать, как создают мастера свои произведения, что выражают древние образы и символы. Электронное приложение к каждому уроку позволяет ребятам увидеть много нового и интересного, побывать в гостях у народных мастеров, научиться поэтапно создавать красивые и полезные вещи из самых разнообразных материалов.

Используя опыт народных мастеров на уроках художественного труда, видя результат работы, радуется душа, пробуждаются творческие силы учителя и ученика, повышается качество образования.

Я уверена, что такие уроки помогают ребятам понять и полюбить народное искусство. И тогда не вырастут из наших детей «Иваны, родства не помнящие», а вырастут добрые мастера и хозяева земли нашей, у которых слово с делом не расходятся!

Давайте вместе открывать для наших детей красоту этого удивительного мира!