Использование технологий дополненной реальности в обучении учащихся с особенностями психофизического развития
Использование технологий дополненной реальности (Аugmented reality) и сервиса Рowtoon при реализации принципа наглядности в обучении учащихся с особенностями психофизического развития
The use of Augmented Reality and Powtoon service for implementing visual aids for learners with special developmental needs
Автор: Конопелько Ольга Борисовна
ГУО «Средняя школа № 114 г. Минска имени Симона Боливара», г. Минск, Белоруссия
e-mail: volga.kanapelka@gmail.com
Kanapelka Volga Barysauna
School №114 named after Simon Bolivar, Minsk, Belarus
e-mail: volga.kanapelka@gmail.com
Анннотация: В этой статье автор пишет, как эффективно реализовать принцип наглядности, используя технологии "Дополненная реальность" и сервиса Powtoon, при обучении учащихся с особенностями психофизического развития на учебных и коррекционных занятиях.
Abstract: In this article the author describes the effective implementation of visual aids using Augmented Reality and Powtoon service when teaching learners with special developmental needs in educational and correction classes.
Ключевые слова: принцип наглядности, дополненная реальность, видеоролики.
Keywords: visual aids, Augmented Reality, Powtoon, videos.
Тематическая рубрика: Коррекционная школа.
Современный мир невозможен без современных технологий. Они врываются во все сферы нашей жизни, делают её гораздо легче, скрашивают наш досуг. Не обходят стороной и сферу образования. Информационные технологии не только выполняют образовательную функцию, но и вдохновляют учащихся, поддерживают учебно-познавательную мотивацию, превращают процесс обучения в увлекательное занятие.
Процесс обучения в классе может стать намного интересней и динамичней, например, благодаря использованию технологий Дополненной реальности (Augmented reality — AR).
Дополненная реальность — это методика, позволяющая дополнять реальный мир новой информацией с помощью цифровых технологий. Это система, совмещающая виртуальное и настоящее.
Использование технологий Дополненной реальности в обучении только набирает обороты. Но уже можно отметить, что принцип наглядности с использованием данной технологии реализуется куда более эффективней, чем старые методы – обучение по учебникам, просмотр изображений, видео и прочее. Это, во-первых, интересней, а, во-вторых, даёт куда лучшее представление о вещах, процессах и событиях, особенно когда речь идёт об учащихся с особенностями психофизического развития, для которых эффективней один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Технологические компании, специализирующиеся на разработке продуктов и решений на основе َAR-технологий, предоставляют преподавателям возможность легко привнести Дополненную реальность в класс. Для этого необходимо загрузить приложение, к примеру, «Animal 4D», «Solar AR», «AR 3 D Science», скачать с Интернета или купить 4D карточки, и у учащихся появляется возможность «оживить» обычные картинки. Мобильные приложения открывают неожиданные возможности обычных на вид карточек – плоские изображения начинают двигаться и разговаривать.
4D карточки позволяют учащимся знакомиться с окружающим миром нетрадиционным способом, развивают память, моторику, абстрактное мышление, приобщают к творчеству и дарят ребёнку море положительных эмоций.
Ещё одна платформа, которая помогает реализовать принцип наглядности в образовательном процессе, – онлайн сервис PowToon. Он предназначен для создания анимированных презентаций и видеороликов.
Активно использую анимационные ролики в процессе обучения учащихся белорусскому языку. Преподаватели белорусского языка обучают учащихся читать и писать на родном языке, воспитывая к нему ценностное отношение. Воспитание ценностного отношения будет успешным, если на уроке и дома создаётся позитивный эмоциональный фон, используются современные методы и технологии, способствующие повышению мотивации учащегося для овладения белорусским языком и личной языковой культурой как значимой лично для него ценности. Использование двухминутных анимационных роликов, созданных на сервисе Powtoon, способствует положительному отношению к языку, развивает интерес и готовность к общению на белорусском языке.
Анимационные видеоролики могут быть использованы на этапе урока «Постановка целей и задач». Например, при изучении темы «Агародніна» («Овощи») после просмотра ролика, в котором представлены изображения овощей, учащиеся смогут осознать, с какой лексикой белорусского языка им сегодня предстоит познакомиться, о чём пойдёт речь на данном уроке. Цель урока будет воспринята как проблема, деятельность станет мотивированной, целенаправленной. Таким образом, учитель организовывает познавательный интерес учащихся с особенностями психофизического развития, нацеливает их на полноценное восприятие учебного материала, направляет на достижение цели урока.
Видеоролики могут быть использованы при подготовке домашнего задания. Учащимся, обучающимся по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), второй год обучения, на уроке белорусского языка для заучивания наизусть целесообразно предложить стихотворение «Я сама» И. Муравейки. Данное стихотворение записано разными голосами и представлено в анимационном ролике, с которым ребята познакомились на уроке. В связи с тем, что навыки чтения недостаточно сформированы у данной категории учащихся, благодаря мультимедиа появиляется возможность самостоятельно выполнить домашнее задание в интересной и доступной для них форме.
Анимационные фильмы воспринимаются учащимися как познавательные мультфильмы, что превращает выполнение заданий в увлекательное занятие и способствует успешному обучению как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Процесс модернизации образовательного процесса предполагает использование в работе новых современных технологий. В связи с развитием микроэлектроники количество средств и систем увеличивается с каждым днём. Что выберет конкретный учитель для конкретных учащихся зависит от уровня владения преподавателя информационными технологиями и желанием их использовать в учебной практике. Задача учителя воспользоваться благами цивилизации для формирования у учащихся компетенций, которые предполагают самостоятельное получение знаний, использование различных источников информации для повышения результативности эффективности обучения.