Влияние занятий по рисованию на интеллектуальное развитие детей с ЗПР в начальной школе
Влияние занятий по рисованию на интеллектуальное развитие детей с ЗПР в начальной школе
Drawing classes and their impact on the intellectual development of children with ASD in primary school
Автор: Василькова Анна Михайловна
ГБОУ «Школа № 561», Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: Vasilkowaanna97@yandex.ru
Anna Mikhailovna Vasilkova
State Educational Institution "School № 561", St. Petersburg, Russia.
e-mail: Vasilkowaanna97@yandex.ru
Аннотация: в статье рассматривается проблема организации учителем начальных классов занятий по рисованию с детьми с задержкой психического развития. Данных занятия рассматриваются автором как эффективное средство развития и социализации данного контингента обучающихся.
Abstract: the article examines the problem of organizing drawing lessons with children with mental retardation by a primary school teacher. These lessons are considered by the author as an effective means of development and socialization of this contingent of students.
Ключевые слова: учитель, начальная школа, младший школьник, рисование, задержка психического развития.
Keywords: teacher, primary school, junior schoolchild, drawing, mental retardation.
Тематическая рубрика: Коррекционная школа.
В силу своих умственных способностей и психических отклонений, дети с ЗПР не все проявляют себя в учебной деятельности. Для того, чтобы войти в социальную среду и адаптироваться в ней, необходимо быть успешным в каком-либо виде деятельности. Задача педагога начальных классов – подготовить детей к преодолению трудностей социализации, опираясь на потенциал каждого ребенка. Создать условия для его самореализации, раскрыть его возможности и способности. Развитие способностей является наиболее важной прогрессивной функцией личности. Кроме того, развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности является одним из направлений снятия комплекса депривации.
Рисование является одним из видов изобразительной деятельности, под которой понимается, в первую очередь, художественно – творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных от жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому [3].
Нетрадиционные направления изобразительной деятельности, направленные на коррекцию мотивационной сферы ребенка, предусматривают психологическое сопровождение сюжетных линий, созданных ребенком. Рисование на ткани губкой, пальцами и ладонями повышает потребности в активности и реализации моторных и эмоциональных возможностей. Особое внимание уделяется воспроизводству фантазии ребенка. При этом придерживаются основных правил: ребенок имеет право выбирать вид и содержание своей деятельности, работать в своем личном темпе.
Занятия изобразительной деятельностью и, в частности, рисованием во многом содействуют коррекции недостатков психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью [1].
Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере учащихся [2].
В отличие от детей с нормой развития, дети с задержкой развития часто используют при раскрашивании рисунков цвета, не соответствующие реальной окраске изображаемых предметов. Многие дети раскрашивают деревья и траву синим цветом, а воду зеленым. Из цветных карандашей дети с ЗПР выбирают самые яркие. В результате получается гамма ярких цветов, не всегда соответствующих реальной окраске предметов.
Школьникам с задержкой психического развития свойственна пониженная заинтересованность, у некоторых детей наблюдается отсутствие интереса к процессу и результату изобразительной деятельности. Их действия с орудиями и материалами изобразительной деятельности (карандашом, кистью, бумагой, глиной) обычно, представляют собой разнообразные специфические и неспецифические манипуляции, которые не учитывают качества и функциональные назначения предметов.
У школьников с задержкой психического развития не сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как набрать краску, промыть и просушить кисти, не владеют приемами окрашивания.
Дети с задержкой психического развития почти не используют свободное от занятий время для рисования, равнодушны к своим рисункам и с легкостью их лишаются. Школьники указанной категории редко изображают людей, животных и живые существа, в рисунках отсутствует связный смысл, простые сюжеты. Они не сопровождают рисование словесным комментированием и созданием игровой ситуации.
Предметные рисунки детей с задержкой психического развития отличаются примитивностью, фрагментарностью. Отсутствие целостного расположения частей предметов в один ряд, обычно, сопровождается ограниченностью детального содержания. Иногда изображение состоит только из одного элемента, наблюдается отсутствие важных деталей при наличии вторичных частей, несоответствие числа изображенных предметов, их реальному количеству.
В целом рисунки детей с ЗПР по мере развития и обучения совершенствуются, но это происходит медленно и неравномерно. Дети с ЗПР отличаются от нормальных детей сильно выраженной несамостоятельностью в овладении графической деятельности. Они чаще склонны к пассивному воспроизведению готовых образцов, чем к рисованию с натуры. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении, стараясь делать процесс изображения более осознанным. Необходимо систематически и настойчиво учить детей с ЗПР целенаправленному анализу, сравнению, сопоставлению изображаемых предметов.
Использование ИЗО – терапии в работе учителя начальных классов с детьми с ЗПР позволит скорректировать эмоциональную сферу воспитанников, снять эмоциональную зажатость и напряжение и, тем самым, способствовать развитию их способностей.
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.
Этот вид творчества расслабляет и успокаивает ребенка. При этом не нужно большого мастерства и ничего страшного, что краски могут растекаться. С помощью красок ребенок может выплеснуть свое эмоциональное напряжение, а по работам ребенка можно отследить его эмоциональное состояние - гнев, радость, обиду, боль.
Работы лучше выполнять с помощью пальцев рук, так как у детей существует сенсорный голод, тактильный голод, тяга к прикосновениям. Преодоление запрета родителей и возможность наконец-то испачкаться, измазаться позволяет ребенку почувствовать себя счастливым. Непосредственное прикосновение к краскам, размазывание их на бумаге помогут ребенку включиться в процесс творчества, при котором задействуются внутренние резервы организма. Также, при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.
Занятия интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия красками занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в их работах [3].
В 1 классе уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует усвоению таких тем, как «Измерение», «Единицы измерения», «Геометрические фигуры и их свойства», «Симметрия» и др., т.е. имеется связь с учебным предметом «Математика».
Нарушение тонкой моторики у школьников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Такая деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне.
Но, как правило, занятия в школьном учреждении чаще сводятся к стандартному набору из материалов и традиционным способам передачи полученной информации, не учитывая возможности и потенциал детей с ЗПР. Это связано с тем, что традиционные способы и техники рисования подразумевают овладением изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти.
Для детей с ЗПР эта методика является сложной. В итоге - эстетически плохо исполненный рисунок и потерянный интерес к данной деятельности. Это требует заняться проблемой развития мелкой моторики у младших школьников через использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.
Когда ребенок рисует, даже неряшливо и хаотично, на картинке отражается его внутреннее состояние. Основные типы задач при этом бывают:
1. Предметно-тематические – рисование на заданную тему, изображение человека и его отношений с предметному миру и с окружающими людьми. Примеры заданий: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Мой лучший поступок», «Что я люблю».
2. Образно-символические изображения абстрактных понятий (добро, зло, счастье), эмоциональных состояний и чувств (радость, гнев, удивление).
3. На развитие образного восприятия, воображения, символической функции - детям предлагается, опираясь на неоформленные стимулы (точки, линии, пятна), воссоздать целостное изображение.
4. Игры и упражнения с изобразительным материалом – экспериментирование с красками, бумагой, пластилином, мелом. Стимулируют потребность в изобразительной деятельности, интерес к ней, уменьшают эмоциональную напряженность, повышают уверенность в себе.
5. Задания на совместную деятельность – могут включать все перечисленные выше задачи, которые предлагаются для коллективного выполнения.
Постановка задач и разработка программы занятий изобразительной деятельностью зависит от индивидуальных трудностей ребенка.
Итак, суть изобразительной деятельности состоит в коррекционном воздействии искусства на ребенка и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, формировании креативных потребностей и способов их удовлетворения.
Список литературы:
1. Бебих Г.Д. Развитие творческой личности ребенка через изобразительное искусство // Дошкольное учебное заведение. Воронеж: 2013 - С.164.
2. Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 2016. – С. 76.
3. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии //Дефектология. – 2013. - №6. – С. 89.