Особенности сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

Дата публикации: 2021-11-11 11:50:11
Статью разместил(а):
Колпакова Ольга Владимировна

Особенности сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

(из опыта работы)

Features of accompanying children with mental retardation in a secondary school

(from work experience)

 

Автор: Колпакова Ольга Владимировна

МБОУ «СШ № 65», г. Красноярск, Россия.

 E-mail: school_65@mail.ru

Kolpakova Olga Vladimirovna

School № 65, Krasnoyarsk, Russia.

E-mail: school_65@mail.ru

 

Аннотация: в этой статье автор описывает методы и приемы в работе с детьми с ЗПР, показавшие наибольшую эффективность.

Abstract: In this article, the author describes the methods and techniques in working with children with ZPR, which have shown the greatest effectiveness.

Ключевые слова: задержка психического развития, общеобразовательная школа, развитие детей.

Keywords: mental retardation, secondary school, development of children.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

На сегодняшний день одним из основных векторов в российской образовательной системе является всестороннее развитие личности ребенка и индивидуализация обучения, позволяющая достичь как можно более высоких результатов в каждом отдельно взятом случае. Построение индивидуальных образовательных маршрутов с учетом психофизических особенностей каждого ребенка есть обязательное условие для функционирования любой образовательной организации.

Тем более важным является соблюдение этого условия, если речь идет об обучающемся с ограниченными возможностями здоровья. Самой многочисленной группой среди других нозологий в настоящее время предстает группа детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР). По данным Федеральной службы государственной статистики, доля обучающихся с ЗПР среди других возможных нарушений составляет около 44 %.

В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя школа № 65 имени воина-интернационалиста Городного О.М." города Красноярска на начало учебного года (сентябрь 2021 г.) зачислено 176 детей. Часть обучающихся, имеющих в заключении ПМПК вариант 7.1, зачислена в общеобразовательные классы. Дети, которым ПМПК рекомендовала обучение по варианту 7.2, предполагающему обучение в пролонгированные сроки, зачислены в отдельные классы численностью не более 12 человек.

И в том и в другом случае одной из основных целей является коррекция и компенсация нарушений для дальнейшей успешной интеграции в школьное сообщество. Для достижения этого результата в нашей школе созданы условия для методического сопровождения коррекционно – развивающей работы детей с ЗПР не только на занятиях у специалистов (логопеда, психолога, дефектолога), но и непосредственно в учебном процессе.

Само понятие «задержка психического развития» предполагает временный характер отставания, которое при своевременной и адекватной психолого – педагогической помощи преодолевается к концу начальной школы или ранее. Тем не менее в ходе учебно – развивающего процесса необходимо учитывать ряд значимых затруднений в ходе освоения учебного материала. Одной из характерных черт является выраженное отставание в развитии познавательной деятельности. У таких детей, как правило, к началу школьного обучения не сформированы основные мыслительные операции. Однако, в сравнении с олигофренией, при организующей помощи взрослого, дети с ЗПР могут выполнить задания интеллектуального плана по уровню сложности сходные с нормой. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. 

Все эти особенности диктуют необходимость применения специальных методов и приемов во время учебного процесса для успешного усвоения материала. Педагоги нашей школы имеют богатый опыт в применении различных методик в работе с детьми с ЗПР. В данной статье остановимся на некоторых из них:

· Большое значение уделяется тому, как педагог дает инструкцию. В работе с детьми с ЗПР необходимо четко и кратко формулировать задаваемые вопросы.  Рекомендуется использовать одноступенчатую, поэтапную инструкцию. В ходе работы необходим повтор объяснения;

· Поэтапность предъявления наглядности. Картинка, иллюстрация или схема должна появляться только в момент непосредственной работы с ней, так как для данной категории детей характерна несформированность произвольного внимания и саморегуляция;

· На разных этапах урока широко применяются схемы – опоры. Использование различных схем способствует процессу запоминания материала, формирует логические цепочки, опираясь на которые, ребенок в дальнейшем запомнит и воспроизведет изученный материал. Некоторые из схематических опор (например, алгоритм оформления арифметической задачи) используются во время проверочных и контрольных работ. В дальнейшем, после закрепления у учащегося данного навыка, схемы – опоры не используются;

· Достаточное количество практических упражнений на закрепление изученной темы. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Задания могут быть оформлены в разные виды деятельности, в том числе, часто применяется дидактическая игра. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям;

· Активизация речевой деятельности детей. Работая с детьми с ЗПР часто наблюдаются следующие проблемы в развитии связной речи:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- Неспособность грамматически правильно построить предложение;

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

- Плохая дикция.

Все предлагаемые задания должны способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта обучающихся. Широкое использование яркой, понятной наглядности, подкрепление новой информации жизненным примером. Вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми (например, заучивание стихотворения с помощью мнемотехники).

Учебный процесс обязательно осуществляется в процессе сотрудничества самого ребенка, ведущего педагога, специалистов сопровождения и родителей ребенка. Для родителей были специалистами нашей школы были разработаны рекомендации по организации работы с учебным материалом в домашней обстановке:

· Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.

· Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

· Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься(мама/папа/бабушка/дедушка).

· Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня.

· Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

· Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).

· При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.

· Подберите необходимый наглядный дидактический, который рекомендует учитель – дефектолог.

· Занятия должны быть регулярными.

· Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

· Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

· Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.

· Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны

· Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

· Обязательно посещайте консультации дефектолога, логопеда, психолога.

· Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей.

Данные методы работы показали свою эффективность, в каждом отдельном случае применяются те или иные из них. Процесс обучения, как и корреционно – развивающий, стремится к индивидуализации, к учету возможностей каждого ребенка, испытывающего трудности.

Точное знание психологических особенностей детей с ЗПР, учет индивидуальных возможностей ребенка, соблюдение педагогических условий компенсации дефекта и умение применить их на практике, является непременным условием эффективности коррекционно-развивающего обучения.

 

Список литературы:

1. Мисаренко, Г.Г. (канд. пед. наук). Коррекционно-развивающее обучение и его место в современной школе / Г.Г. Мисаренко // Педагогика. - 2007. - N 7. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55 (3 назв.). 

2.  Специальная педагогика: учебное пособие для пед. вузов: рек. УМО вузов РФ / Л.И. Аксенова и др. под ред. Н.М. Назаровой. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование).