Особенности сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы
Особенности сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы
(из опыта работы)
Features of accompanying children with mental retardation in a secondary school
(from work experience)
Автор: Колпакова Ольга Владимировна
МБОУ «СШ № 65», г. Красноярск, Россия.
E-mail: school_65@mail.ru
Kolpakova Olga Vladimirovna
School № 65, Krasnoyarsk, Russia.
E-mail: school_65@mail.ru
Аннотация: в этой статье автор описывает методы и приемы в работе с детьми с ЗПР, показавшие наибольшую эффективность.
Abstract: In this article, the author describes the methods and techniques in working with children with ZPR, which have shown the greatest effectiveness.
Ключевые слова: задержка психического развития, общеобразовательная школа, развитие детей.
Keywords: mental retardation, secondary school, development of children.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
На сегодняшний день одним из основных векторов в российской образовательной системе является всестороннее развитие личности ребенка и индивидуализация обучения, позволяющая достичь как можно более высоких результатов в каждом отдельно взятом случае. Построение индивидуальных образовательных маршрутов с учетом психофизических особенностей каждого ребенка есть обязательное условие для функционирования любой образовательной организации.
Тем более важным является соблюдение этого условия, если речь идет об обучающемся с ограниченными возможностями здоровья. Самой многочисленной группой среди других нозологий в настоящее время предстает группа детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР). По данным Федеральной службы государственной статистики, доля обучающихся с ЗПР среди других возможных нарушений составляет около 44 %.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя школа № 65 имени воина-интернационалиста Городного О.М." города Красноярска на начало учебного года (сентябрь 2021 г.) зачислено 176 детей. Часть обучающихся, имеющих в заключении ПМПК вариант 7.1, зачислена в общеобразовательные классы. Дети, которым ПМПК рекомендовала обучение по варианту 7.2, предполагающему обучение в пролонгированные сроки, зачислены в отдельные классы численностью не более 12 человек.
И в том и в другом случае одной из основных целей является коррекция и компенсация нарушений для дальнейшей успешной интеграции в школьное сообщество. Для достижения этого результата в нашей школе созданы условия для методического сопровождения коррекционно – развивающей работы детей с ЗПР не только на занятиях у специалистов (логопеда, психолога, дефектолога), но и непосредственно в учебном процессе.
Само понятие «задержка психического развития» предполагает временный характер отставания, которое при своевременной и адекватной психолого – педагогической помощи преодолевается к концу начальной школы или ранее. Тем не менее в ходе учебно – развивающего процесса необходимо учитывать ряд значимых затруднений в ходе освоения учебного материала. Одной из характерных черт является выраженное отставание в развитии познавательной деятельности. У таких детей, как правило, к началу школьного обучения не сформированы основные мыслительные операции. Однако, в сравнении с олигофренией, при организующей помощи взрослого, дети с ЗПР могут выполнить задания интеллектуального плана по уровню сложности сходные с нормой. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.
Все эти особенности диктуют необходимость применения специальных методов и приемов во время учебного процесса для успешного усвоения материала. Педагоги нашей школы имеют богатый опыт в применении различных методик в работе с детьми с ЗПР. В данной статье остановимся на некоторых из них:
· Большое значение уделяется тому, как педагог дает инструкцию. В работе с детьми с ЗПР необходимо четко и кратко формулировать задаваемые вопросы. Рекомендуется использовать одноступенчатую, поэтапную инструкцию. В ходе работы необходим повтор объяснения;
· Поэтапность предъявления наглядности. Картинка, иллюстрация или схема должна появляться только в момент непосредственной работы с ней, так как для данной категории детей характерна несформированность произвольного внимания и саморегуляция;
· На разных этапах урока широко применяются схемы – опоры. Использование различных схем способствует процессу запоминания материала, формирует логические цепочки, опираясь на которые, ребенок в дальнейшем запомнит и воспроизведет изученный материал. Некоторые из схематических опор (например, алгоритм оформления арифметической задачи) используются во время проверочных и контрольных работ. В дальнейшем, после закрепления у учащегося данного навыка, схемы – опоры не используются;
· Достаточное количество практических упражнений на закрепление изученной темы. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Задания могут быть оформлены в разные виды деятельности, в том числе, часто применяется дидактическая игра. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям;
· Активизация речевой деятельности детей. Работая с детьми с ЗПР часто наблюдаются следующие проблемы в развитии связной речи:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- Неспособность грамматически правильно построить предложение;
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
Все предлагаемые задания должны способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта обучающихся. Широкое использование яркой, понятной наглядности, подкрепление новой информации жизненным примером. Вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми (например, заучивание стихотворения с помощью мнемотехники).
Учебный процесс обязательно осуществляется в процессе сотрудничества самого ребенка, ведущего педагога, специалистов сопровождения и родителей ребенка. Для родителей были специалистами нашей школы были разработаны рекомендации по организации работы с учебным материалом в домашней обстановке:
· Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.
· Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
· Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься(мама/папа/бабушка/дедушка).
· Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня.
· Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
· Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).
· При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.
· Подберите необходимый наглядный дидактический, который рекомендует учитель – дефектолог.
· Занятия должны быть регулярными.
· Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
· Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
· Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.
· Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны
· Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
· Обязательно посещайте консультации дефектолога, логопеда, психолога.
· Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей.
Данные методы работы показали свою эффективность, в каждом отдельном случае применяются те или иные из них. Процесс обучения, как и корреционно – развивающий, стремится к индивидуализации, к учету возможностей каждого ребенка, испытывающего трудности.
Точное знание психологических особенностей детей с ЗПР, учет индивидуальных возможностей ребенка, соблюдение педагогических условий компенсации дефекта и умение применить их на практике, является непременным условием эффективности коррекционно-развивающего обучения.
Список литературы:
1. Мисаренко, Г.Г. (канд. пед. наук). Коррекционно-развивающее обучение и его место в современной школе / Г.Г. Мисаренко // Педагогика. - 2007. - N 7. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55 (3 назв.).
2. Специальная педагогика: учебное пособие для пед. вузов: рек. УМО вузов РФ / Л.И. Аксенова и др. под ред. Н.М. Назаровой. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование).