Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Эффективные приемы работы на уроках русского языка и литературного чтения обучающимися с ЗПР

Дата публикации: 2022-07-22 11:41:13
Статью разместил(а):
Мерзликина Екатерина Петровна

Эффективные приемы работы на уроках русского языка и литературного чтения с обучающимися с задержкой психического развития

Effective methods of working in Russian language and reading lessons with students with mental retardation

 

Автор: Мерзликина Екатерина Петровна

МАОУ «Средняя школа № 65 имени воина-интернационалиста Городного О.М.», г. Красноярск, Россия.

e-mail: merzlikina_1987@bk.ru

Merzlikina Ekaterina Petrovna

Secondary School № 65 named after the internationalist warrior O.M. Gorodnoy", Krasnoyarsk, Russia.

 e-mail: merzlikina_1987@bk.ru

 

Аннотация: В этой статье автор делится наиболее эффективными приемами работы на уроках русского языка и литературного чтения, позволяющими достигать высоких образовательных результатов.

Abstract: in this article, the author shares the most effective methods of working in the lessons of the Russian language and literary reading, which allow achieving high educational results.

Ключевые слова: задержка психического развития, русский язык, начальные классы.

Keywords: mental retardation, russian language, elementary grades.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Я работаю учителем начальных классов, в классе с ЗПР.  Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с задержкой психического развития (ЗПР). Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения. 

Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В. Лебединский)  

Несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним. 

Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, - его социальная реабилитация. 

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.

Краткая характеристика класса. 1 класс общей численностью 12 человек, из которых 3 с РАС, обучаются в ресурсном классе, на уроки ходят дозированно. Фактически в классе 9 человек. Обучаются по варианту 7.2, предполагающему пролонгированные сроки, 1 основной и 1 дополнительный. Обучаются первый год. 6 мальчиков и 3 девочки. Диагностика (наблюдение, обследование) выявила крайне разнородную группу. И по уровню развития познавательных процессов, и по особенностям поведения. Поэтому с самого начала обучения я понимала, что мне придется использовать на уроках разные методы и подходы, комбинируя их между собой. Кто –то из детей к началу обучения знал цифры и буквы, начинал читать по слогам, а кто-то не знал имени матери, адреса, то есть не знал того минимального базиса, который обычно формируется у ребенка к концу дошкольного периода.

Здесь, конечно, необходимо отметить важность диагностики ближайшего окружения, семьи. К сожалению, в условиях сегодняшних реалий, мы часто не располагаем всей необходимой информацией (история семьи, наследственность, болезни и т. д.)

Ведение уроков в классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях. 

С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как: 

- дополнительные наводящие вопросы; 

- наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала; 

- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач; 

- помощь в выполнении определенных операций; 

- образцы решения задач; 

- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений. 

На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. 

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика. 

Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать. 

Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону. 

Направления работы: 

- Работа с двуязычником. Проблема - отсутствие дифференциации звуков «Д» и «Т».

- Работа с определением количества слов в словах. Проблема – не слышит гласные звуки. Не соотносит с количеством букв в слове.

- Работа по выразительности речи. Проблема – монотонная, тихая, невыразительная речь. Работа над текстом.

Эффективные приемы:

· Мнемотехника – система запоминания, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.  Состоит из 4 этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти. Работаю для запоминания стихотворений. У ребенка не получается сформировать образ буквы, не запоминает их звучание и написание. Поэтому стихотворения учим по мнемокартам. Приведу вам пример использования такой карты для запоминания четверостишия.

· Найди слово. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания. 

Пример задания: Яфоуфснкотпхьабцригъмщюсаэеымячлоьиръгн-жрлракгдзпмылоакмнпрстурфршубатввгдижсяиу-мамацпчуъщможбрптяэцбурансглкюгбеиопалкаф-сптучосметлаоужыъелавтобусиохпсдязвж. 

· Приём: Письмо с «дырками». Учитель диктует слово, учащиеся при написании этого слова пропускают букву безударного гласного звука, например, м . сты, р. ка, гл . за и т.п. Таким образом, учащиеся учатся определять «опасные места» в слове, т.е. ставить орфографическую задачу.

При прохождении темы «Антонимы, синонимы» дети могут выполнять следующие задания: 

Для развития логического мышления можно использовать разнообразные упражнения: 

1. «Восстанови рассказ». Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена. Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. 

2. «Составь предложение». Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. 

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). 

3. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных. 

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. 

4. «Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета. 

Очень эффективной является методика обучения чтению Заики Евгения Валентиновича. В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, использую следующие: 

- чтение строчек наоборот по словам; 

- чтение строчек наоборот по буквам; 

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот; 

- чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова) 

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной 

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д. 

Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически. 

Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка.

При заучивании букв использую рисование, штриховку, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Для обучения слиянию слогов использую  слоговые таблицы с одинаковыми согласными. 

 

Список литературы:

1. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. / Заика Е.В.// Вопросы психологии. – 1995. – N 6. С. 21 – 23.

2. Специальная педагогика: учебное пособие для пед. вузов: рек. УМО вузов РФ / Л.И. Аксенова и др. под ред. Н.М. Назаровой. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 400 с. -

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN