Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Адаптация упражнений на уроках русского языка для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дата публикации: 2022-12-09 15:16:35
Статью разместил(а):
Сакаева Гульназ Габделхаевна

Адаптация упражнений на уроках русского языка для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра

Adaptation of exercises in Russian language lessons for students with intellectual disabilities and autism spectrum disorders

 

Автор: Сакаева Гульназ Габделхаевна

ГБОУ "Уфимская коррекционная школа № 63", г. Уфа, Россия

e-mail: apaika@inbox.ru

Sakaeva Gulnaz Gabdelhaevna

Correctional school 63, Ufa, Russia

e-mail: apaika@inbox.ru

 

Аннотация: В данной статье описываются основные способы адаптации учебных заданий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с РАС по русскому языку. Для успешного освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями с РАС образовательных программ недостаточно существующих учебных пособий. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам, которые должны быть адаптированы с учетом возможностей и потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями с РАС.

Abstract: This article describes the main ways of adapting educational tasks for students with intellectual disabilities with ASD in Russian. For the successful mastering of educational programs by students with intellectual disabilities with ASD, the existing teaching aids are not enough. Therefore, one of the conditions necessary for teaching this category of children is the availability of additional special educational materials to the already existing educational and methodological kits, which should be adapted to the capabilities and needs of students with intellectual disabilities with ASD.

Ключевые слова: обучение детей, интеллектуальные нарушения.

Keywords: teaching children, intellectual disabilities.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

В последнее время значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих интеллектуальные нарушения. Зачастую, поступление таких детей в образовательную организацию связанно с массой трудностей, как для самих детей, так и для их семей и педагогов. Уже с первого дня в школе такой ребенок демонстрирует аутистические реакции, эмоциональные расстройства, проблемы в обучении, общении. Педагогам же не хватает знаний, как наиболее эффективно построить работу с такими детьми. Когда к педагогу в класс поступает ребенок с РАС, перед ним стоит ряд вопросов, которые он должен решить: как адаптировать «особого» ребенка в классе, научить его учиться, взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса (учителем, одноклассниками), и многое другое. С чего же начать и как наиболее эффективно построить образовательный процесс?

Клиническая неоднородность контингента обучающихся в нашей школе нацелила нас на поиск направлений и методов работы с детьми с ОВЗ, которые обеспечивали бы оптимальные педагогические условия обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации детей в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Для всех наших учащихся основной проблемой обучения является стойкое нарушение познавательной деятельности, которое выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, оценивать себя и свою работу. Поэтому главная цель при обучении русскому языку детей с ОВЗ – достижение такого уровня развития речи, который способствовал бы наиболее полной социальной адаптации.

Для успешного освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями с РАС образовательных программ недостаточно существующих учебных пособий. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам, которые должны быть адаптированы с учетом возможностей и потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями с РАС. На уроках учитель помимо основного учебника предлагает учащемуся с РАС адаптированные задания на бланках, наглядные схемы и алгоритмы к той или иной теме, облегчающие ее усвоение, специальный демонстрационный материал и т.п.

В данной статье описываются основные способы адаптации учебных заданий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с РАС по русскому языку.

Вся работа на уроке строится на индивидуальном дифференцированном подходе. При объяснении учебного материала класс условно делится на три группы

1 группа – это дети, которые справляются с заданиями, предусмотренные программой обучения нашей школы.

2 группа – дети, которые получают альтернативные задания, но более облегченном варианте.

3 группа – дети, которые получают адаптированные задания.

Адаптация предлагаемого материала может включать:

• визуализацию слов в текстах заданий, вызывающих семантические трудности;

• добавление опорной схемы, картинок, рисунков;

• уменьшение объема заданий без потери содержания;

• адаптирование текста задания с учетом индивидуальных трудностей обучающихся: более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого, картинный план и т.п.

• замену заданий по форме предъявления (диктанта орфографическим списыванием, прочитывание текста для изложения, изменение грамматического задания).

Стандартное задание по обучению грамоте. 1 класс

Инструкция: написать прописными буквами слова по слогам.

Вставить пропущенные буквы и написать предложение. Подчеркнуть сочетание жи-ши.

1267 01

Альтернативное задание: Ученику предлагается бланк с аналогичным заданием, но печатные слова, можно дать прописными буквами, либо написать первые слоги, а ученику предлагается дописать самостоятельно сочетания жи-ши.

Адаптированное задание: Ученику предлагается бланк. Сначала педагог показывает на первую картинку и просит назвать предмет, который там изображен. После этого, ученику необходимо найти буквы, которые там напечатаны и составить слово. Здесь же можно обратить внимание на гласные и согласные буквы. Дальше ребенок читает слово, которое у него получилось. Даже, если он не умеет читать, благодаря картинке ребенок понимает какое слово перед написано. Затем педагог просит напечатать это слово самостоятельно ниже в пустых окошечках. Еще раз прочитать полученное слово и обвести это слово прописными буквами. И после этого найти сочетание жи-ши и подчеркнуть их.

Инструкция: посмотри на картинку, назови. Найди такие же буквы и поставь их сверху. Прочитай слово. Напечатай слово. Обведи. Найди сочетание жи- ши и подчеркни

 

М

Ы

Ш

И

 

 

 

 

1267 02

 

 

М

А

Ш

И

Н

А

 

 

 

 

 

 

1267 03

Тема: «Деление на слоги». 3 класс.

Стандартное задание:

Запиши слова по слогам. Отметь гласные в каждом слоге красными кружочками.

Кошка, собака, корова, лиса, белка.

Альтернативное задание: если списывание слов представляет для ученика трудности и отнимает много времени, ему можно предложить бланк, на котором уже написаны слова. Суть самого задания не меняется, и основная инструкция при этом остается той же.

1267 04

Адаптированное задание: Ученику, у которого недостаточно сформирован навык деления слов на слоги, можно предложить задание с доступной для него инструкцией. При этом за счет специальных клеточек, в которых написаны буквы, и дополнительных клеточек, в которых ученик будет рисовать кружочки, облегчается ориентировка в пространстве листа.

Инструкция: Прочитай слова. Под гласными буквами нарисуй красные кружочки, а под согласными буквами – синие кружочки.

к

о

ш

к

а

  

 

 

 

 

 

л

и

с

а

  

 

 

 

 

с

о

б

а

к

а

  

 

 

 

 

 

 

к

о

р

о

в

а

  

 

 

 

 

 

 

Также, чтобы ребенок научился делить слова на слоги ему предлагается картинка, которая делится на столько частей из скольких слогов состоит данное слово. На каждой части подписывается слог. Ребенку предлагается соединить части и определить сколько частей (слогов) в данном слове и написать слово по слогам.

1267 05

 

Тема: Один-много.

Ученикам предлагается списать слова с доски или из учебника и изменить их так, чтобы они обозначали один предмет.

Стандартное задание:

Инструкция: Измени слова так, чтобы они называли один предмет.

Образец: Осы-оса.

Осы - …, козы - …, пилы - …, вёдер -… .

Аналогичное адаптированное задание

Ученику предлагается бланк с аналогичными словами и местом, где ему необходимо записать эти слова в единственном числе. Ученик с недостаточной скоростью письма не тратит много времени на списывание слов, а может сразу приступить к содержательной части задания.

Инструкция: измени слова так, чтобы они называли один предмет.

Много предметов

Один предмет

Осы

 

Козы

 

Пилы

 

Вёдер

 

Адаптированное задание: ученик, испытывающий трудности в самостоятельном подборе слов, может выполнить на бланке следующее задание. Альтернативным оно является, поскольку значительно упрощено по структуре и содержанию. К ним можно предложить картинки для проверки понимания прочитанного. При необходимости объем слов может быть уменьшен.

Инструкция: соедини линиями одинаковые предметы. Запиши их названия.

При изучении темы: «Названия признаков», 3 класс

Стандартное задание:

Инструкция: прочитай слова и выбери описание хвоста для каждого животного.

Слова для справок:

Белый и коротенький

Рыжий и пушистый

Длинный и тонкий

Разноцветный и пышный

Допиши предложения.

                           

У белочки хвост (какой?)

__________________________________________________

__________________________________________________.

У мышки хвост (_______?)

__________________________________________________

__________________________________________________.

У петуха хвост (________?)

___________________________________________________

___________________________________________________.

У зайца хвост (_________?)

___________________________________________________

___________________________________________________.

Аналогичное альтернативное задание: Для обучающихся, которым сложно представить животных даются дополнительно картинки, в которых надо сначала дорисовать хвосты, а потом уже дописать предложения.

Инструкция: Дорисуй хвосты.

Прочитай слова и выбери описание хвоста для каждого животного.

Слова для справок:

Белый и коротенький

Рыжий и пушистый

Длинный и тонкий

Разноцветный и пышный

Допиши предложения:

У белочки хвост (какой?)

__________________________________________________

__________________________________________________.

У мышки хвост (______?)

__________________________________________________

__________________________________________________.

У петуха хвост (_______?)

__________________________________________________

__________________________________________________.

У зайца хвост (________?)

__________________________________________________

__________________________________________________.

Адаптированное задание: И еще более упрощенное задание, когда возможно у ребенка испытывает трудности в самостоятельной записи, может выполнить на бланке следующее задание.

Ребенку предлагается также дорисовать хвосты.

Обведи и соедини стрелками подходящее описание хвоста для каждого животного.

 

Список литературы:

1. Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 177с.

2. Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.

3. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2017. - 288 с. 

4. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 56 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN