Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Социализация и интеграция детей с особыми возможностями здоровья в современном образовательном учреждении

Дата публикации: 2023-03-21 10:45:37
Статью разместил(а):
Шамлова Ирина Александровна

Социализация и интеграция детей с особыми возможностями здоровья в современном образовательном учреждении

Socialization and integration of children with special health opportunities in a modern educational institution

 

Авторы:

Михеева Лариса Евгеньевна

ГБОУ "СОШ № 1", с. Приволжье, Самарская область, Россия

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

Mikheeva Larisa Evgenievna

Middle School1, v. Privolgie, Samara region, Russia

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

Шамлова Ирина Александровна

ГБОУ "СОШ № 1", с. Приволжье, Самарская область, Россия

e-mail: irina24091994@mail.ru

Shamlova Irina Alexandrovna

Middle School1, v. Privolgie, Samara region, Russia

e-mail: irina24091994@mail.ru

 

Аннотация: Особое место в современном образовательном процессе занимает инклюзивное образование. Необходимо создавать коррекционно-развивающую среду для детей с ограниченными возможностями для их дальнейшей социализации и интеграции в общество. Совместное обучение и воспитание детей ограниченными возможностями здоровья и их, нормально развивающихся сверстников оказывает благотворное влияние на развитие положительных качеств личности всех ребят. Присутствие детей с ОВЗ в школе создает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи, и помогает в нравственном воспитании учащихся, а поэтому позволяет говорить о возможности и необходимости совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.

Annotation: Inclusive education occupies a special place in the modern educational process. It is necessary to create a correctional and developmental environment for children with disabilities for their further socialization and integration into society. Joint education and upbringing of children with disabilities and their normally developing peers has a beneficial effect on the development of positive personality traits of all children. The presence of children with disabilities at school creates an atmosphere of goodwill and mutual assistance, and helps in the moral education of students, and therefore allows us to talk about the possibility and necessity of joint education of children with disabilities and healthy children.

Ключевые слова: инклюзивное образование, коррекционно-развивающая среда, психолого-педагогическое сопровождение, интегрированное обучение.

Keywords: inclusive education, correctional and developmental environment, psychological and pedagogical support, integrated learning/

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

На сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями. Неудивительно, что проблемы специального образования сегодня - это один из самых важных вопросов в работе Министерства образования и науки РФ и системы специальных коррекционных учреждений. Создание специальной коррекционно-развивающей среды - необходимое условие для образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Она нацелена обеспечить условия для получения образования, оздоровления и адаптации в социальной среде этих ребят вместе с обычными детьми.

Долгое время в нашем обществе бытовало мнение, что обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе негативно отражается на их развитии и мешает обучаться здоровым детям. Сегодня нужно доказать, что совместное обучение необходимо и полезно как тем, так и другим детям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья нужно помочь адаптироваться в современном социуме, стать самостоятельной личностью уверенной в себе и завтрашнем дне. Образования является одним из главных условий их успешной социализации и обеспечения полноценного участия таких ребят в жизни общества. Кроме сообщения необходимых знаний по базовым предметам мы должны способствовать формированию адекватного поведения - это важнейшее условие социальной адаптации, которое реализуется только в совместном обучении с нормально развивающимися сверстниками.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Доступность качественного образования для всех детей - это основная задача любого цивилизованного общества. Для реализации этих задач необходимо создавать определённые условия и среди них, в первую очередь, повышение профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения.

Создание адаптивной среды.

Работа педагогического коллектива, в данном направлении, начинается с создания условий для полноценного развития личности детей с ограниченными возможностями. В их числе психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация в школьной среде, а затем и в обществе.

Личностные особенности детей, сформировавшиеся ранее, имеют большое значение в успешной адаптации к школе. Умение контактировать с другими людьми, необходимо ребенку, так как учеба в школе и дальнейшая трудовая деятельность осуществляется в коллективе.

Бывают ситуации, когда замкнутость ребёнка с ОВЗ отталкивает сверстников, и в лучшем случае, дети просто игнорируют его. А наличие отрицательных личностных качеств у ребёнка может вызвать агрессию со стороны одноклассников.

Необходимым условием успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях является создание адаптивной среды, которая позволит обеспечить их полноценную интеграцию в общество и личностную самореализацию.

Важно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения, которое включает в себя коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, работу с педагогическим и детским коллективом, родителями. С этой целью в штатном расписании общеобразовательных учреждений существуют ставки педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги- психологи), которые обеспечат поддержку учителю в работе с детьми с ОВЗ.

Педагог, осуществляющий образовательную деятельность должен учитывать следующие факторы: отсутствие учебной мотивации, ограниченный кругозор, низкая познавательная активность, низкий уровень развития речи, недостаточная организованность и ответственность ребёнка, неумение общаться с другими людьми, адекватно вести себя, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточное развитие мелкой моторики рук и др.

Процесс адаптации во многом зависит от педагога: от умения создать атмосферу тепла и уюта в классе, заслужить доверие ребёнка. Ребёнок должен быть уверен в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Выделяют общие принципы и правила коррекционной работы: индивидуальный подход к каждому ученику, избежание утомления ребёнка, проявление педагогического такта.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются игровые ситуации и тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то в данном коллективе он чувствует себя комфортно, а неумение контактировать с ровесниками вызывает ощущения одиночества в классе и приводит к ухудшению успеваемости.

Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство. Процесс включения детей с ОВЗ в социальное пространство школы и класса должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.

Для создания комфортных условий для включения ребенка с ОВЗ в социум необходима, работа с коллективом, в котором он находится. Коллективные дела, совместные праздники и другие мероприятия научат детей обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения. Таким образом, ребята учатся понимать и, главное, принимать друг друга. Если ученик с особыми возможностями здоровья чувствует себя достаточно комфортно в детском коллективе, то и усвоение знаний проходит успешно.

Для организации благоприятной среды в школьном пространстве для ребят с ОВЗ необходима слаженная работа всего педагогического коллектива. Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся.

Необходимой является работа педагога-психолога и логопеда. Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям; развивать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нередко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.

При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

1. Особенности обучения детей ОВЗ VII вида (задержкой психического развития).

Особая категория детей - это дети с задержкой психического развития (далее ЗПР). У таких ребят интеллект преимущественно сохранён, но отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками. Нередко отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно обучаться в большой группе и самостоятельно выполнять задания.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Обучающимся с задержкой психического развития необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

При подготовке и проведении урока следует учитывать возможности ребёнка – задания должны быть доступными, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Содержание учебного материала нужно адаптировать, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с задержкой психического развития необходим хорошо структурированный материал.

Для детей с ЗПР важно обучение, которое, основано на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое послужит мотивацией к дальнейшему обучению.

Школа и общество в целом должны помочь школьникам с особыми возможностями здоровья научиться понимать себя и окружающих, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в жизни. Для этого необходимо создавать дома в семье и в классе атмосферу добра, сплоченности и доверия, формировать толерантное отношение ко всем членам класса, помочь осознать то, что различия между людьми способствуют расширению новых представлений о себе и других.

При условии создания необходимой для социализации ребенка с ОВЗ комфортной среды всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: толерантность, уверенность в своих силах, социальная компетентность, самоуважение. Такая организация учебного процесса благотворно влияет и на развитие положительных качеств личности у нормально развивающихся детей, приучая их быть внимательными, терпимыми, гуманными по отношению к другим людям. Присутствие детей с ОВЗ в школе создает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи, и помогает в нравственном воспитании учащихся, а поэтому позволяет говорить о возможности и необходимости совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.,1999.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

3. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1992 г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN